Аннотация проекта «Мамина школа»
Проект «Мамина школа»
Автор проекта: Хисмутова О.С., учитель-логопед
Руководитель проекта: Прокопьева Т.В., старший воспитатель
Участники проекта: родители и дети группы компенсирующей направленности «Цветик-семицветик», педагоги и специалисты ДОУ.
Вид проекта: информационный, практико-ориентированный.
Срок реализации: долгосрочный, ежегодный.
Аннотация проекта:
В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» указано, что одна из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением – это взаимодействие с семьей для обеспечения семейного воспитания детей с нарушениями речи. Изменения, которые произошли в системе дошкольного образования, отразились и в содержании коррекционно-развивающего обучения детей с речевыми нарушениями.
Закон Российской Федерации «Об образовании» вводит федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). Во ФГОС ДО сформулированы и требования по взаимодействию дошкольной организации с родителями. В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, социальный статус, учитывать микроклимат семьи, повышать культуру педагогической грамотности семьи. Одним из требований к психолого-педагогическим условиям является требование обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Отсутствие взаимодействия в работе учителя-логопеда и родителей детей логопедической группы – одна из более острых проблем, которая может препятствовать динамичному протеканию коррекционно-развивающего процесса. Существует несколько более частых причин, по которым взаимодействие педагога и родителей может быть нарушено:
- Отсутствие интереса у родителей к образовательному процессу;
- Высокая занятость родителей;
- Низкий уровень педагогической грамотности родителей;
- Отсутствие системности проведения занятий дома;
- Непринятие родителями диагноза у ребенка.
Из этого можно сделать вывод, что взаимодействие учителя — логопеда с семьями детей, имеющих речевые недостатки, является необходимым критерием коррекционно-образовательного процесса.
Актуальность проекта заключается в том, что современным родителям необходима постоянная, квалифицированная помощь учителя-логопеда для решения проблем речевого развития ребенка, а также контроль за выполнением всех требований педагога.
Цель проекта: создание благоприятных условий, способствующих повышению эффективности коррекционной работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи, посещающих группу компенсирующей направленности.
Данная цель реализуется в процессе решения следующих задач:
- Оказать родителям консультационную и практическую помощь;
- Повысить родительскую компетенцию по вопросам нарушений речи и предложить эффективные методы и приемы их преодоления;
- Развить у детей и родителей необходимый навык сотрудничества;
- Наладить доверительный отношения между педагогами родителями детей;
- Обеспечить комфортное ощущение ребенка в процессе коррекционной работы, окружить его душевным теплом, заботой и лаской.
Таким образом, деятельность учителя-логопеда в рамках проекта «Мамина школа» направлена на достижение следующих результатов: помочь родителям осознать свою роль в процессе развития ребенка, выбрать правильное направление домашнего обучения, вооружить определенными знаниями и умениями, методами и приемами преодоления речевого нарушения, наполнить конкретным содержанием домашние занятия с детьми по усвоению и закреплению полученных знаний.
Краткое содержание проекта:
I этап. Подготовительный (информативно-аналитический):
- Анкетирование и опрос родителей для выявления частных проблем, возникающих при выполнении домашних заданий с ребёнком дома;
- Анализ анкет.
II этап. Организационный (практический):
- Составление плана работы на учебный год;
- Подбор и изготовление пособий и обучающего материала для детей и родителей;
- Проведение мероприятий (консультаций-практикумов);
- Проведение тематических открытых занятий для родителей;
- Привлечение родителей к совместному изготовлению с детьми наглядных пособий и игр
III этап. Заключительный (контрольно-диагностический):
- Анализ эффективности работы учителя-логопеда и родителей группы в рамках проекта «Мамина школа» (опрос, отзывы);
- Подведение итогов, рекомендации учителя-логопеда родителям на летний период.
Тематический план проекта «Мамина школа»
№ | Тема консультации-практикума | Краткое содержание |
Средняя группа | ||
1 | Тема: «Будем говорит красиво!» | Артикуляционная гимнастика, развитие мелкой моторики, звукопроизношение и др. |
2 | Тема: «От звука к букве» | Основы обучения грамоте. |
3 | Тема: «Расскажи-ка мне дружок» | Развитие связной речи, формирование грамматического строя и др. Игры, пособия. |
Старшая группа | ||
1 | Тема: «Непокорные звуки. Автоматизируем грамотно!» | Автоматизация и дифференциация поставленных звуков. |
2 | Тема: «Правильно слышим-правильно пишем» | Фонематический слух и восприятие |
3 | Тема: «Я могу писать, читать!» | Основные ошибки, методы и приемы профилактики дисграфии и дислексии. |
Подготовительная группа | ||
1 | Тема: «Вместе веселей!» | Кинезиологические игры и упражнения, нейрогимнастика, дыхательные и релаксационные техники, игры в паре, логоритмика. |
2 | Тема: «Юный Шерлок Холмс» | Развитие ВПФ, подготовка к школе. |
3 | Тема: «Я будущий первоклассник!» | Интеллектуальная игра по итогам обучения. |