Аннотация проекта «Мамина школа»

Проект «Мамина школа»

Автор проекта: Хисмутова О.С., учитель-логопед

Руководитель проекта: Прокопьева Т.В., старший воспитатель

Участники проекта: родители и дети группы компенсирующей направленности «Цветик-семицветик», педагоги и специалисты ДОУ.

Вид проекта: информационный, практико-ориентированный.

Срок реализации: долгосрочный, ежегодный.

 

Аннотация проекта:

В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» указано, что одна из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением – это взаимодействие с семьей для обеспечения семейного воспитания детей с нарушениями речи. Изменения, которые произошли в системе дошкольного образования, отразились и в содержании коррекционно-развивающего обучения детей с речевыми нарушениями.

Закон Российской Федерации «Об образовании» вводит федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). Во ФГОС ДО сформулированы и требования по взаимодействию дошкольной организации с родителями. В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, социальный статус, учитывать микроклимат семьи, повышать культуру педагогической грамотности семьи. Одним из требований к психолого-педагогическим условиям является требование обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Отсутствие взаимодействия в работе учителя-логопеда и родителей детей логопедической группы – одна из более острых проблем, которая может препятствовать динамичному протеканию коррекционно-развивающего процесса. Существует несколько более частых причин, по которым взаимодействие педагога и родителей может быть нарушено:

  • Отсутствие интереса у родителей к образовательному процессу;
  • Высокая занятость родителей;
  • Низкий уровень педагогической грамотности родителей;
  • Отсутствие системности проведения занятий дома;
  • Непринятие родителями диагноза у ребенка.

Из этого можно сделать вывод, что взаимодействие учителя — логопеда с семьями детей, имеющих речевые недостатки, является необходимым критерием коррекционно-образовательного процесса.

Актуальность проекта заключается в том, что современным родителям необходима постоянная, квалифицированная помощь учителя-логопеда для решения проблем речевого развития ребенка, а также контроль за выполнением всех требований педагога.

Цель проекта: создание благоприятных условий, способствующих повышению эффективности коррекционной работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи, посещающих группу компенсирующей направленности.

Данная цель реализуется в процессе решения следующих задач:

  • Оказать родителям консультационную и практическую помощь;
  • Повысить родительскую компетенцию по вопросам нарушений речи и предложить эффективные методы и приемы их преодоления;
  • Развить у детей и родителей необходимый навык сотрудничества;
  • Наладить доверительный отношения между педагогами родителями детей;
  • Обеспечить комфортное ощущение ребенка в процессе коррекционной работы, окружить его душевным теплом, заботой и лаской.

Таким образом, деятельность учителя-логопеда в рамках проекта «Мамина школа» направлена на достижение следующих результатов: помочь родителям осознать свою роль в процессе развития ребенка, выбрать правильное направление домашнего обучения, вооружить определенными знаниями и умениями, методами и приемами преодоления речевого нарушения, наполнить конкретным содержанием домашние занятия с детьми по усвоению и закреплению полученных знаний.

Краткое содержание проекта:

I этап. Подготовительный (информативно-аналитический):

  • Анкетирование и опрос родителей для выявления частных проблем, возникающих при выполнении домашних заданий с ребёнком дома;
  • Анализ анкет.

II этап. Организационный (практический):

  • Составление плана работы на учебный год;
  • Подбор и изготовление пособий и обучающего материала для детей и родителей;
  • Проведение мероприятий (консультаций-практикумов);
  • Проведение тематических открытых занятий для родителей;
  • Привлечение родителей к совместному изготовлению с детьми наглядных пособий и игр

III этап. Заключительный (контрольно-диагностический):

  • Анализ эффективности работы учителя-логопеда и родителей группы в рамках проекта «Мамина школа» (опрос, отзывы);
  • Подведение итогов, рекомендации учителя-логопеда родителям на летний период.

Тематический план проекта «Мамина школа»

Тема консультации-практикума Краткое содержание
Средняя группа
1 Тема: «Будем говорит красиво!» Артикуляционная гимнастика, развитие мелкой моторики, звукопроизношение и др.
2 Тема: «От звука к букве» Основы обучения грамоте.
3 Тема: «Расскажи-ка мне дружок» Развитие связной речи, формирование грамматического строя и др. Игры, пособия.
Старшая группа
1 Тема: «Непокорные звуки. Автоматизируем грамотно!» Автоматизация и дифференциация поставленных звуков.
2 Тема: «Правильно слышим-правильно пишем» Фонематический слух и восприятие
3 Тема: «Я могу писать, читать!» Основные ошибки, методы и приемы профилактики дисграфии и дислексии.
Подготовительная группа
1 Тема: «Вместе веселей!» Кинезиологические игры и упражнения, нейрогимнастика, дыхательные и релаксационные техники, игры в паре, логоритмика.
2 Тема: «Юный Шерлок Холмс» Развитие ВПФ, подготовка к школе.
3 Тема: «Я будущий первоклассник!» Интеллектуальная игра по итогам обучения.