Ознакомление дошкольников с правами детей посредством дидактических игр

Одной из наиболее важных и актуальных социальных проблем сегодня является обеспечение  и защита прав человека и, в частности, защита прав детей.

По рекомендации ЮНЕСКО обучение правам  человека предлагается еще на этапе дошкольного детства, когда у ребенка еще нет предрассудков, и он все легко усваивает. Ребенок, приученный в дошкольные годы искать и находить взаимоприемлемые решения в согласии с другими, в своей взрослой жизни не будет прибегать к ущемлению прав и свобод других людей.

В последнее время много говорится о личностно-ориентированной модели воспитания,  но не всегда в основу такого воспитания положено восприятие ребенка через призму его права быть Человеком.

Каждому ребенку необходимо познакомиться со своими правами, а именно:

право жить и воспитываться в семье предусмотрено в п. ст. 54 Семейного кодекса РФ;

— право на общение с родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками определено ст. 55 Семейного кодекса РФ;

— право на защиту своих прав и законных интересов определяют ст. 56 Семейного кодекса РФ, ст. 121 – 123 Гражданского кодекса РФ;

— право выражать свое мнение определено ст. 57 Семейного кодекса РФ: ребенок с 10 лет имеет право выражать свое мнение в суде, с 14 лет участвовать в имущественных сделках;

— право на имя, отчество и фамилию предусмотрено ст. 58 Семейного кодекса РФ.

Игра – основной вид деятельности дошкольников. Социальный характер детских игр, отражение в них явлений жизни, помогают ребенку расширить впечатления и представления об окружающей действительности. «Для ребят дошкольного возраста, игры имеют исключительное значение: игра для них — учеба, игра для них — труд, игра для них — серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников — способ познания окружающего» (Н.К.Крупская).

Одним из видов детской игры является дидактическая игра. Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Во-первых, дидактическая игра выполняет разные функции, являясь оптимальной формой обучения, средством воспитания, методом обучения и воспитания, формой организации жизни детей и содержанием образовательной работы; во-вторых, дидактическая игра отвечает возрастным особенностям, потребностям и интересам дошкольника, так как основана на стремлении ребенка входить в воображаемую ситуацию и действовать по ее законам; в-третьих, она позволяет реализовать личностно-ориентированную модель взаимодействия взрослого и ребенка, отойти от открыто дидактической позиции, построить взаимоотношения по принципу сотрудничества, учесть позицию ребенка и встать на его точку зрения.

Комплекс дидактических игр можно разделить на три группы:

  • игры, направленные на ознакомление детей старшего дошкольного возраста с правами ребенка;
  • игры, направленные на принятие экстренных решений в чрезвычайных ситуациях;
  • игры, направленные на проявление заботы об окружающих, оказания помощи, поддержки и внимательного отношения друг другу.

Все эти три группы взаимосвязаны между собой, так как они являются важными аспектами в жизни каждого человека, являются основой гражданского образования и правовой культуры дошкольников. 

Воспитание правовых знаний у маленьких граждан помогает находить способы решения конфликтов и споров в позитивном русле, учить детей правильно вести себя в экстренных ситуациях, защищать себя, не прищемляя права других, отстаивать собственное мнение, адекватно оценивать себя и оценивать поступки других с позиции доброжелательности.

Для  формирования правовых знаний у детей старшего дошкольного возраста разработан комплекс дидактических игр. Мы надеемся, что данный комплекс будет востребован воспитателями,  поможет им выстро­ить системную работу с детьми по формированию правовых основ в воспитании и обучении детей.

Комплекс дидактических игр по формированию правовых знаний детей старшего дошкольного возраста