Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Алиса в стране чудес» для детей старшего дошкольного возраста

Конспект непосредственно-образовательной деятельности

по формированию элементарных математических представлений

«Алиса в стране чудес»

Цель: Показать уровень сформированности  математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе познавательно-игровой деятельности.

Образовательные задачи:

  • формировать умение ориентироваться на листе бумаги (справа – слева, вверху – внизу, в середине, в углу);
  • закрепить знания детей о геометрических фигурах, дать представление о многоугольнике;
  • закрепить умение различать понятия: длинный – короткий;
  • учить понимать учебную задачу и выполнять ее;
  • учить обобщать числовое значение на основе счета в пределах 10;
  • продолжать знакомить с цифрами от 0 до 9, с образованием числа в пределах 10 (на наглядной основе)
  • формировать умение получать равенство из неравенства, добавляя к меньшему количеству один предмет путем соотнесения предметов один к одному;
  • закрепить умение считать в пределах 10 по заданному числу, в прямом и обратном порядке;
  • продолжать учить решать математические задачи;
  • формировать понятие о том, что предмет (круг) можно разделить на несколько равных частей;

Развивающие задачи:

  • развивать интерес у детей к художественной литературе (знакомство с отдельными героями произведения).
  • развивать у детей интерес, любознательность, коммуникативные способности и познавательную мотивацию;
  • развивать двигательную активность, связанную с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация;
  • развивать крупную моторику обеих рук;
  • развивать мелкую моторику обеих рук
  • продолжать формировать способность воспроизводить движения по образцу;
  • развивать представление о том, как из одной формы сделать другую;
  • продолжать учить анализу и синтезу, конструктивному мышлению: строить из простейших геометрических фигур по заданному образцу;
  • способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи.

Воспитательные задачи:

  • формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками;
  • воспитывать умение работать в коллективе;
  • формировать  доброжелательное отношение, эмоциональную отзывчивость, умение ждать радоваться достигнутому результату.

Материал и оборудование: проектор; ноутбук; презентация; магнитофон; 4 цветочные композиции; колокольчик; карта; 4 плоскостных геометрических фигуры; конверт для геометрических фигур; 4 божьих коровки;  шляпа; 4 карты с цифрами; ключ; подарочная коробка; раздаточный материал, ножницы по количеству детей; 4 стола; корзина со сладостями.

 

Ход непосредственно-образовательной деятельности:

I часть. Вводная

Звучит музыка.  В зал входит Алиса, ищет Кролика.

Алиса: Кролик! Кролик! Где же этот Кролик? Опять он убежал и унес ключ от замка. А кто же мне поможет найти Кролика? Ага!  Я знаю, в этом мне помогут дети старшей группы детского сада №77 «Сказка».

Алиса: Позвоню-ка я в волшебный колокольчик и они сразу окажутся здесь.

Звонит в колокольчик, дети входят в зал.

Алиса: Здравствуйте ребята, я Алиса из сказки «Алиса в стране чудес». Как я рада видеть вас у меня в гостях в волшебном лесу. Давайте встанем в круг.

Собрались все дети в круг

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Алиса: Ребята, от меня убежал Кролик, у него ключ от дверей сказочного замка. И теперь я не могу его найти. Вы мне поможете найти Кролика?

Дети: Да!

Алиса: Но нам с вами придется идти через волшебный лес, где нас ждет много разных сюрпризов.

Алиса: Но для того, чтобы нам отправиться в путь, мы должны знать куда нам идти? А вы знаете, ребята?

Дети: Нет.

Алиса: Посмотрите, там что-то лежит. Андрей, принеси пожалуйста. (ребенок приносит карту, Алиса разворачивает ее).

Алиса: Давайте посмотрим, может это нам поможет найти Кролика. Что это?

Дети: Карта.

Алиса: Точно, это карта Кролика, когда он бежал, он обронил ее и она поможет нам найти его. Давайте мы все вместе рассмотрим карту. (переключает внимание детей на экран, где они рассматривают карту, воспитатель задает наводящие вопросы). Что изображено на карте? Какие геометрические фигуры? (дети называют: круг, овал, ромб) Какого цвета? А это какая фигура? Это многоугольник. Давайте посчитаем сколько у него углов? (шесть) С какой стороны расположен круг? Овал? Ромб? Многоугольник? А что это изображено на многоугольнике? (Кролик) Значит нам нужно туда! Посмотрите на карте есть два пути? Какие? (короткий и длинный)

Алиса: А каким путем пойдем мы с вами? (ответы) Подождите, я вспомнила, что Кролик говорил, чтобы добраться до его домика, нужно собрать все геометрические фигуры, выполняя различные задания. Значит по какому пути мы пойдем с вами? (смотрят карту, по длинному). И так, отправляемся в путь! В какую сторону мы пойдем?

II часть. Основная

Подходят к первому заданию. На экране появляется полянка.

Алиса: Ой, смотрите ребята, мы с вами оказались на полянке. Да она не простая, а волшебная.

Первое задание: Игра из четырех математических заданий.

1 задание «Обобщение числового значения на основе счета в пределах 10» На экране изображены птицы. Нужно посчитать птиц в пределах 10 и назвать числовое значение)

Алиса: Посмотрите, как много здесь птиц. Нам нужно их сосчитать. И если мы правильно сосчитаем, то в окошечке появится цифра. (Дети считают. В пустом окне появляется цифра и выходит часть геометрической фигуры)

Алиса: Ой, что это? Кажется здесь спрятана геометрическая фигура. Давайте быстрее выполним остальные задания.

2 задание «Образование числа в пределах 10» На экране изображена цифра 6 и меньшее количество  бабочки. Нужно добавить определенное количество бабочек до числового значения.

Алиса: А вот и бабочки прилетели. Скажите мне какая это цифра? (Шесть) А сколько у нас бабочек? Сколько бабочек должно еще прилететь, чтобы стало шесть бабочек? (появляются две бабочки, после чего появляется часть геометрической фигуры)

3 задание «Получить равенство из неравенства» На экране изображены цветы, на каждом цветке сидит кузнечик, кроме одного. Нужно сравнить количество цветов и кузнечиков. Получить равенство.

Алиса: Смотрите какие красивые цветы на полянке, а кто это там сидит. Ребята, нам нужно сравнить количество  цветов и кузнечиков. А что нам для это нужно? (Посчитать) Правильно. (Дети считают) На сколько больше цветов? На сколько меньше кузнечиков? А что нам нужно сделать, чтобы их стало поровну? (Добавить одного кузнечика) (На цветок садится кузнечик, после чего появляется часть геометрической фигуры)

4 задание «Вставить пропущенные цифры» На экране расположены цветы, на которых последовательно изображены цифры. На некоторых цветах цифры отсутствуют. Нужно вставить недостающие цифры.

Алиса: А вот еще цветы, но на некоторых нет цифр. Давайте мы с вами их найдем. (Дети называют отсутствующие цифры, после чего появляется последняя часть геометрической фигуры)

Алиса: Вот и первая геометрическая фигура (ромб). Какая это фигура? А какого она цвета? У меня есть волшебный конверт, в него мы ее и положим. (кладет фигуру в конверт) Пойдемте дальше. (смотрят на карту на экране)

Алиса: Смотрите какие красивые божьи коровки сидят, а каждая из них приготовила вам свою  математическую загадку (на кусту расположены божьи коровки).

Второе задание: Математические задачки расположены на животиках божьих коровок.

1 задачка   Под кустами у реки

Жили майские жуки:

Дочка, сын, отец и мать.

Кто их может сосчитать? (Четыре)

2 задачка  Четыре гусёнка и трое утят

В озере плавают, громко кричат.

А ну-ка, ребята, считайте скорей,

Сколько  в воде у нас малышей? (Семь)

3 задачка  Семь гусей пустились в путь,

Два решили отдохнуть.

Сколько их под облаками,

Сосчитайте, детки, сами.(Пять)

4 задачка  Пять цветочков у Наташи

И еще три дал ей Саша.

Кто тут сможет посчитать,

Сколько будет три и пять.(Восемь)

Алиса: Молодцы! А вот и следующая геометрическая фигура. Какая это фигура? Отправляемся в путь! (смотрят карту на экране)

Звучит музыка, дети переходят к следующему заданию.

Алиса: Посмотрите, под кустом кто-то оставил шляпу и карты. Это же волшебная шляпа Шляпника и он хочет чтобы мы с вами потанцевали и поиграли. Пока играет музыка, вы выполняете мои движения, как только музыка остановится, вы встанете по столько человек, какую я карту вам покажу.

Третье задание: Музыкально-ритмическая игра. Под музыку дети выполняют движения по показу педагога. Когда музыка останавливается, дети должны образовать группы по заданному числу на карте.

Алиса: Оказывается Шляпник за наш веселый танец приготовил нам геометрическую фигуру. (круг).  Какая это геометрическая фигура? Куда мы идем дальше? (смотрят карту) Тогда в путь!

Подходят к четвертому заданию. Возле куста стоит красочная коробка. Алиса берет ее в руки.

Алиса: Какая красивая коробочка! Давайте посмотрим, что в нем. Ой, а здесь еще одна фигура. Какая это фигура? Здесь еще что-то есть. (достает картинку на которой схематически изображен кролик) Кто это? (Дети: это Кролик!) Аа… я поняла, для чего нам эти фигуры! Но для того, чтобы каждый  смог собрать кролика, мы подуем на конверт и тогда геометрических фигур станет много (дети дуют). А теперь встаем за столы и собираем  нашего Кролика.

Дети проходят за столы, на которых разложены ножницы по количеству детей.

Алиса: У каждого из вас есть конверт с геометрическими фигурами, из которых вы должны собрать Кролика.

Дети на столах собирают Кролика, сопоставляя с картинкой. В процессе сборки выясняется, что отсутствуют две фигуры (полукруг), но есть одна лишняя (круг).

Алиса: Ребята, у нас не хватает двух фигур, но есть одна лишняя. Что мы можем сделать, чтобы получилось два полукруга из круга.

Дети: Разделить пополам на две равные части.

Алиса: Правильно. Давайте сложим круг пополам на две равные части, возьмем ножницы и разрежем круг.

Дети разрезают и выкладывают до конца Кролика.

Звучит музыка, на экране появляется Кролик.

Кролик: Здравствуйте ребята! Здравствуй Алиса! Как хорошо, что вы нашли меня, для вас в коробке я приготовил сюрприз! Ну я побежал дальше. До свидания!

Алиса берет коробку, достает из нее корзинку с сладостями и ключом.

III часть. Рефлексия

Алиса: Ребята, большое спасибо, что вы помогли мне найти Кролика. Теперь я точно попаду в замок. Я очень благодарна вам! А что вам больше всего понравилось? Хотелось бы вам еще раз побывать в волшебном лесу? А теперь давайте попрощаемся с нашими гостями, ведь пора в детский сад, но для того чтобы вернуться мы должны посчитать от 10 до 0.

Музыка. Обратный отсчет. Дети с воспитателем уходят, прощаясь.