Методические разработки

«Организация методической работы в ДОУ

 по профессиональному развитию педагогов»

      Существенные изменения в социально-экономическом устройстве России требуют реформирования системы образования. Новому тысячелетию нужна новая современная система образования, которая бы удовлетворяла требованиям государства и общества.

Процесс обновления дошкольного образования требует не только реконструкции содержания, обучения и воспитания, но и совершенствования методической работы в дошкольных образовательных учреждениях, вставших на путь внедрения инноваций. Ориентируясь на идею гуманно ориентированного образования, на формирование личности ребенка-дошкольника, признание ее ценности и необходимости для современного общества, мы, прежде всего, должны помнить о том, что такая личность формируется личностью самого педагога. Поэтому необходимо создать все условия роста профессионального мастерства педагогов. [1, с.50].

Таким образом, организация действенной и эффективной структуры методической работы в образовательном учреждении является весьма актуальной.

В новых условиях функционирования образовательной системы возникла и актуализируется потребность в повышении качества образования. А эта проблема связана с решением целого ряда других. Отбор и структурирование нового содержания дошкольного образования предполагает внедрение современных образовательных программ и технологий. А это, в свою очередь, ставит перед дошкольным образовательным учреждением проблему необходимости непрерывного повышения профессиональной компетентности педагогов. И разрешить данную проблему возможно, лишь создав в образовательном учреждении специальные педагогические условия отбора форм и содержания методической работы.

Педагоги дошкольных образовательных учреждений всегда отличались восприимчивостью ко всему новому. Развитие общеобразовательной практики способствует проявлению творческого, инновационного потенциала всех работников системы дошкольного образования.

      Профессиональное развитие педагогов

Профессиональное развитие педагога это постоянный личностный рост, способность к самоизменению через собственную интеллектуальную деятельность, анализ своей педагогической деятельности.

Для эффективного обеспечения процесса профессионального развития педагога необходимы, по крайней мере, два основных фактора:

1.Психологическая готовность педагога к инновационной деятельности;

2.Переориентация учреждения на задачи профессиональной поддержки и сопровождения педагога в процессе инновационной деятельности.

При профессиональном развитии педагогов дошкольных образовательных учреждений можно иметь в виду такие возможные уровни:

информационно — теоретическая подготовка специалистов;

организационно-практическая — закрепление и апробация теоретических знаний на практике;

рефлексивно — самостоятельная работа специалистов по осмыслению и творческому анализу содержания и результатов работы;

коррекционно — восполнение у специалистов знаний и практических навыков, необходимых для преодоления выявленных трудностей;

методологический — подготовка специалистов, способных обучать специалистов других дошкольных учреждений. [2, с.148].

При профессиональном развитии педагогов дошкольных образовательных учреждений необходимо исходить из того, что педагог, работая в том или ином образовательном учреждении, имеет уже определенный сложившийся опыт деятельности, который позволяет ему с традиционной точки зрения успешно решать стоящие перед ним задачи. Поэтому речь идет не просто об освоении им нового опыта, а о перестройке уже имеющегося.

 

                                                                                                        Профессиональное развитие педагогов:

Обучение на рабочем месте

 

Обучение вне рабочего места
«Копирование» — сотрудник прикрепляется к специалисту, учится, копируя действия другого человека. Деловые игры – коллективная игра, включающая разбор учебного примера.
Наставничество – занятия с персоналом в ходе ежедневной работы Учебные ситуации – реальная или выдуманная ситуация с вопросами для анализа.
Делегирование – передача сотрудникам четко очерченной области задач с полномочиями принятия решения по оговоренному кругу вопросов. Моделирование – воспроизведение реальных условий работы (например, использование макетов и т.п.)
Метод усложняющихся заданий – специальная программа действий, выстроенная по степени их важности, расширения объема заданий и повышения сложности. Тренинг сензитивности – участия в группе с целью повышения человеческой восприимчивости и улучшения умений взаимодействовать с другими.
Ротация – работник переводится на другую работу или должность для получения дополнительной квалификации и расширения опыта Ролевые игры – работник ставит себя на чье-то место с целью получения практического опыта
Использование учебных методик, инструкций (например, как работать с конкретным демонстрационным материалом и т.п.)
    • групповые обсуждения – групповые дискуссии по конкретному вопросу в относительно небольших группах;
    • мозговой штурм – специализированный метод групповой работы, направленной на генерацию новых идей, стимулирующий творческое мышление каждого педагога;
    • деловые игры – метод организации активной работы, направленный на выработку определенных рецептов эффективной учебной и профессиональной деятельности;
    • ролевые игры – метод, используемый для усвоения новых знаний и отработки определенных навыков в сфере коммуникации;
    • баскет-метод – метод обучения на основе имитации ситуаций;
    • тренинги – обучение, при котором в ходе проживания или моделирования специально заданных ситуаций обучающиеся имеют возможность развить и закрепить необходимые знания и навыки, измерить свое отношение к собственному опыту и применяемым в работе подходам;
  • анализ практических ситуаций.

 

                                                                                                                     Методы контроля:

Входное тестирование, собеседование, портфолио,   мониторинг, тестирование,

публичная защита проекта.

В настоящее время в сферу инновационной деятельности включены уже не отдельные дошкольные учреждения и педагоги-новаторы, а практически каждое дошкольное учреждение. Инновационные преобразования приобретают системный характер. Созданы новые типы, виды и профили дошкольных учреждений, новые образовательные программы, позволяющие обеспечить вариативность воспитательно-образовательного процесса, ориентированного на индивидуальность ребенка и запросы его семьи.

 

 Порядок действия руководителя по внедрению инноваций

Стадии инновационного процесса Управление инновационным процессом
1.Зарождение инноваций

1.1. Основные потребности и определение возможностей

Выявление проблем на основе вычленения препятствий, мешающих достижению намеченных целей; микроисследования, анализ, определение разницы между желаемым и достигнутым. Формирование потребности в изменениях.
1.2. Поиск соответствующего новшества. Организация творческих групп воспитателей и специалистов, распределение между ними функций поиска инноваций на основе изучения литературы и передового опыта.
1.3. Выбор инноваций Детальное обсуждение с коллективом возможных вариантов и выбор наиболее приемлемых с учетом актуальности, результативности, новизны, методической разработанности, времени для внедрения, нормативно-правовой базы и др.
2. Подготовка инноваций Отбор участников творческих групп на добровольной основе. Обучение участников творческих групп.
3. Разработка и проектирование новшества

3.1. Формулирование цели

3.2. Разработка содержания

3.3. Определение критериев оценки инноваций

Внесение изменений в учебный план, проведение семинаров; составление программы опытно-экспериментальной работы.
4. Опытно-экспериментальная проверка Организация, контроль за ходом работы, внесение коррективов в программу. Информирование коллектива о ходе работы. Методическая помощь, психологическая поддержка
5. Многократное повторение новшества на разных объектах Расширение сферы повторения
6. Отработка рекомендаций
7. Включение инновации в повседневную практику
8. Рутинизация — широкое использование на практике

 

В качестве мероприятий по реализации приоритетных направлений деятельности проектируется система методической помощи педагогам и их поддержки в инновационной деятельности: проблемные и проектные семинары, школы профессионального мастерства, педагогические гостиные и мастер-классы. В целях организации инновационной деятельности  ДОУ необходимо создание инновационных структурных подразделений и управление их деятельностью. Такими подразделениями являются творческие группы педагогов по проблемам, методические объединения, школы молодых воспитателей и профессионального мастерства [4, с.49].

Готовя коллектив к инновационной деятельности, руководитель беседует с каждым сотрудником, знакомит с целями и задачами инноваций, разъясняет преимущества, которые дает инновация детскому саду, конкретному члену педагогического коллектива. При этом важна всемерная поддержка новаторов, если они есть в коллективе, их деятельности в дошкольном учреждении [5, с.42].

Но главное — это обучение воспитателей через разные формы:

1) проведение семинаров для сотрудников, направление их на курсы повышения квалификации;

2) организация «круглых столов» с приглашением известных ученых, специалистов, управленцев;

3) организация работы методических объединений или творческих групп;

4) практикумы;

5) самостоятельная работа отдельных педагогов по изучению литературы по теме.

Педагоги должны поверить, что достижение поставленных перед ними целей приведет к получению значимого для них результата, вознаграждения (материального, морального); что они смогут выполнить задание, прилагая приемлемые для себя усилия. [6, с.81].

 

Рекомендации по организации инновационных подходов в методической работе в ДОУ.

Сегодня необходимы новые подходы к организации методической работы в ДОУ.

Прежде всего следует:

  1. создать условия для повышения активности и инициативы воспитателей, для пробуждения и поощрения их творческих поисков.
  2. 2. система повышения квалификации воспитателей, методологической основой которой является современная концепция непрерывного образования как условия личностного роста и развития.

Заведующий должен:

  1. определить перспективу развития своего учреждения с учетом социального заказа общества и четко сформулировать цель инновационной деятельности.
  2. учитывать индивидуальные качества участников инновационного процесса, их профессиональный уровень, организаторские навыки, умения, психологическую готовность к новым видам деятельности, к дополнительной педагогической нагрузке.
  3. планирование и организацию необходимо сделать более гибкими и позволяющими приобщить к делу каждого сотрудника, активно включить в педагогический процесс.
  4. 6. создание новой модели методической работы, обеспечивающей переход ДОУ из режима функционирования в режим развития.
  5. знакомство с передовым опытом работы:

—  посещение лучших дошкольных учреждений своего округа, города;

— участие в семинарах различного уровня;

—  изучение материалов, предлагаемых на курсах повышения квалификации и т.д.

  1. разработать траекторию движения  совершенствования профессионального развития педагогов через систему непрерывного образования педагогов в ДОУ. [3, с.45].

Вывод: таким образом, необходимы новые подходы к организации методической работы по повышению профессионального мастерства педагогов ДОУ. Прежде всего следует создать условия для повышения активности и инициативы воспитателей, для пробуждения и поощрения их творческих поисков. Основанием педагогически грамотной работы заведующего должна стать система повышения квалификации воспитателей, методологической основой которой является современная концепция непрерывного образования, как условия личностного роста и развития.

 

                                                                   Заключение:

-Управленческая деятельность в ДОУ должна быть направлена на преодоление разрыва между существующим и необходимым (желаемым, требуемым обществом) состоянием педагогического процесса, достигнутым и требуемым качеством дошкольного образования.

-В образовательном   учреждении   должен быть сформирован   качественный   и эффективный учебно-воспитательный процесс, постоянно осуществляемый его систематизацию  и обогащение организационно-педагогического обеспечения.

— Сотрудничество и взаимное доверие среди членов коллектива.

— Планово – прогностическая деятельность педагогического коллектива.

— Работа коллектива педагогов и родителей в режиме развития.

— Создана хорошая материально — техническая база, что способствует закреплению специалистов и созданию условий для успешной работы и  внедрении инноваций.

 

 

 

Детский сад и семья – взаимодействие и сотрудничество.

(открытый педагогический час). 

Цели:

  • Способствовать формированию у педагогов потребности тесного взаимодействия с семьями воспитанников и вовлечения родителей в жизнедеятельность ДОУ;
  • Умение публичного выступления педагогов в использовании слайдовых презентаций и обобщения опыта по взаимодействию с родителями воспитанников.

                                                           

                                                                                                                               Повестка дня:

    1. Вводная часть: организационный момент (обмен приветствиями, представление гостям состав пед. коллектива, настрой на творческую работу).
    2. Основная часть: Теоретическая.
    3. Выступление старшего воспитателя «Взаимодействие с родителями». Результаты анкетирования.
  • Практическая часть. С опытом работы по взаимодействию с родителями выступления педагогов: младшей группы «Теремок», подготовительной группы «Русалочка», инструктора по ФИЗО.
  • Блиц-опрос для педагогов. Выставка методической литературы, памятки для студентов.

 

 

 

— Добрый день, уважаемые коллеги, гости. Мы рады вас видеть в стенах нашего детского сада. Сегодня мы собрались на открытый педагогический час «Детский сад и семья – взаимодействие  и сотрудничество ».

      Знакомство с коллективом детского сада. Представление заведующей, заместителя заведующей.

   Основная часть. В соответствии с новыми требованиями роль родителей в реализации ФГОС ДО возрастает как на уровне каждого ДОУ, так и на уровне муниципальной системы дошкольного образования в целом. Задачи, стоящие сегодня перед системой образования, повышают ответственность родителей за результативность учебно-воспитательного процесса в каждом ДОУ, так как именно родительская общественность непосредственно заинтересована в повышении качества образования и развития своих детей.

Характерной тенденцией современного периода в развитии отечественного образования является стремление образовательных учреждений к открытости, которая предполагает и участие общества в жизни ДОУ.

За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей, представляет социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребенка.

Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации ребенка. И хотя их воспитательные функции различны, для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие.

Вся наша жизнь – взаимодействие. Взаимодействие с окружающим миром: с другими людьми, с группами людей, государственными структурами, объектами живой и неживой природы и т.д. Если человек не взаимодействует с окружающим миром, он для мира не существует.

Но что, же такое взаимодействие и что под этим словом подразумевают?

Термин «взаимодействие», предполагающий обмен мыслями, чувствами, переживаниями, общение. Он был раскрыт в работах Т.А. Марковой, где взаимодействие рассматривалось как единство линий воспитания с целью решения задач семейного воспитания и строилось на основе единого понимания.

В основе взаимодействия ДОУ и семьи лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг другу взаимодействующих сторон с учетом индивидуальных особенностей и способностей. А сотрудничество предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимоуважение, взаимодоверие, взаимопознание, взаимовлияние. Активная совместная работа педагогов и родителей позволяет лучше узнать друг друга, способствует усилению их взаимоотношений.

В нашем дошкольном образовательном учреждении ежегодно разрабатывается, а затем корректируется план совместной деятельности с родителями воспитанников. Мероприятия составлены таким образом, чтобы они отвечали задачам ДОУ, интересам и потребностям родителей, возможностям педагогов. Формы и методы работы с родителями разнообразны. Они объединяют усилия родителей и воспитателей для обеспечения эмоционального комфорта в детском саду и дома, способствуют развитию ребенка.

Цель ДОУ по организации взаимодействия с родителями — это совместное воспитание и развитие дошкольников, вовлечение родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения.

    Задача детского сада — «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребенка.

Основные задачи работы, поставленные перед дошкольным учреждением:

— открытость,

— тесное сотрудничество и взаимодействие.

Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития в ДОУ решается в четырех направлениях: познавательные, информационно-аналитические, досуговые, наглядно-информационные.

Принципы взаимодействия ДОУ с родителями:

  1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.

Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом.

  1. Индивидуальный подход.

Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение родителей. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в какой — либо ситуации.

  1. Сотрудничество, а не наставничество.

Современные родители в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.

  1. Серьезность.

Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе — качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий.

  1. Динамичность.

Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.

Для того чтобы спланировать работу с родителями, надо хорошо знать родителей своих воспитанников. Поэтому начинать необходимо с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проведение анкетирования, личных бесед на эту тему поможет правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей. Для привлечения родителей в систему работы ДОУ мы повышаем компетентность родителей в вопросах стандартизации образования и активно сотрудничаем с семьей по введению и реализации ФГОС ДО, с использованием различных форм, таких как: традиционные формы. Так же у нас работает электронная почта, сайт детского сада, консультативный пункт с неорганизованными детьми по предварительной записи. В ДОУ работают органы управления: Родительский комитет ДОУ, Родительские комитеты групп, Управляющий Совет, в состав которых входят представители родительской общественности. Родители непосредственно участвуют в управлении образовательным процессом учреждения через формирование совместно с администрацией и педагогическим коллективом образовательной политики учреждения. Одной из основных форм работы стал Совет Учреждения, который решает следующие вопросы:

— вопросы создания комфортной и безопасной среды;

— участие в разработке документов.

Наше дошкольное учреждение, предлагает родителям, как основные образовательные услуги, так и дополнительные в виде кружковой деятельности. В ДОУ функционируют 18 кружков по различным направлениям: физическое, художественно-эстетическое, познавательно-речевое. В своей работе мы ориентируемся на индивидуальные особенности конкретных детей.  Наши родители помогают в организации постановок, пошиве костюмов, добровольном пожертвовании средств или материалов. В детском саду организуются фото выставки. Тематика фото выставок отражена в годовом плане учебно – воспитательной работы и определяется годовыми задачами. Так же одной из форм взаимодействия педагогов и родителей по формированию художественно- творческих способностей детей является организация выставок совместного творчества. В ДОУ проводятся смотры – конкурсы. Цель таких мероприятий: взаимодействие ДОУ с родителями по созданию благоприятных условий, комфортной, разнообразной, содержательно – насыщенной, доступной и безопасной развивающей предметно – пространственной среды. Выявление творческих родителей и детей в каждой возрастной группе. Совместно с родителями организуются мини – музеи. Данная форма работы способствует формированию культуры поведения, систематизации ранее полученных знаний у детей. Родители и педагоги совместно проводят праздники и развлечения. Для формирования у детей и родителей здорового образа жизни в ДОУ организуются совместные спортивные праздники. Родители с желанием принимают участие в мастер – классах по нетрадиционной техникой рисования и аппликации. Одной из новых форм вовлечения родителей в образовательный процесс является проектная деятельность. Разработка и реализация совместных с родителями проектов позволяет заинтересовывать родителей и детей, расширяет познавательные интересы детей, стимулирует самостоятельную активность детей.

В заключении хочется сказать, что организация взаимодействия ДОУ с родителями воспитанников продолжается. Много различных форм работы с родителями апробировано. Мы наметили обновления форм и методов взаимодействия педагогов с семьями воспитанников. В данное время педагоги стали более инициативны, смелее. Они проявляют творчество, выдумку, фантазию в целях претворения их новых идей в жизнь, стали ближе общаться со всеми родителями группы, а не только с активной ячейкой, привлекая их к групповым мероприятиям.

— Пока еще инициатива больше исходит от педагогов, но уже хорошо, что родители с удовольствием поддерживают педагога.

— Изменилось общение педагогов и родителей: взаимоотношения стали партнерскими.

— Совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на воспитанников.

 

Сейчас я вас ознакомлю с результатами анкетирования. Мы провели анкетирование с родителями с целью совершенствования работы ДОУ с родителями.

Вывод: В анкетировании приняло участие 65% от всех родителей детского сада. В случае возникновения проблем в семье родители хотели бы обратиться  ко всем  специалистам детского сада. А вид помощи предпочитают консультативную, в форме индивидуальных бесед, тематических консультаций, семинаров-практикумов (70%). От воспитателей наши родители ждут  информацию о психофизических особенностях ребенка. О дополнительных  образовательных  услугах  предпочтительно хотели бы изучать английский язык (в данное время мы берем детей со средней группы). На последний вопрос, что нужно сделать для кардинального улучшения организации дошкольного воспитания в нашем детском саду, законные представители ответили,  что удовлетворены работой нашего коллектива. Были варианты изменить количество детей в группах, по больше кружков, посещение познавательных мероприятий в городе (кино, планетарии, музеи).

Практическая часть. С опытом работы по взаимодействию с родителями выступления педагогов: младшей группы «Теремок», подготовительной группы «Русалочка», инструктора по ФИЗО (показ презентаций).

 

Блиц-опрос «Работа с родителями»:

  1. Традиционная познавательная форма взаимодействия с родителями (конференция).
  2. Это опросный лист для получения каких-либо сведений о том, кто его заполняет, или для получения ответов на вопросы, составленные по определенной программе (анкета).
  3. Самая распространенная традиционная форма работы с родителями (консультация).
  4. ……это исторически сложившаяся система взаимоотношений между супругами, родителями и детьми. Члены её связаны родственными или брачными узами. Общностью быта. Взаимной моральной ответственностью (семья).
  5. Совместная нетрадиционная форма работы с родителями и детьми (проект).
  6. Традиционная форма проведения родительского собрания (лекция).
  7. Один из приемов активизации родителей (игра).
  8. Взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене информацией к новым условиям (общение).

 

 

 

«ФГОС дошкольного образования как средство обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования».

 

По определению Д. Б. Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст – это одна эпоха человеческого развития, именуемая “детством”. Он считал, что дети 3 – 10 лет должны жить общей жизнью, развиваясь и обучаясь в едином образовательном пространстве. Следовательно, проблема преемственности в образовании не нова.

Вопросы преемственности дошкольного и начального общего образования были и остаются актуальными в настоящее время.

Подтверждение этому можно увидеть в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, утвержденное приказом Минобрнауки России.

Так, одной из задач, на решение которых направлен Стандарт, является обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ  различных уровней (т.е. преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования).

Согласно ФГОС ДО целевые ориентиры образовательной программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации образовательной программы целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

Под преемственностью понимается последовательный переход с одного уровня образования на другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитания. В связи с этим необходимость сохранения целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов деятельности педагогов дошкольной образовательной организации  и школы в рамках работы по преемственности.

Важную роль при этом играет координация взаимодействия педагогических коллективов образовательных организаций.

 

               Работу целесообразно осуществлять по трём основным направлениям:

  • методическая работа с педагогами
  • работа с детьми
  • работа с родителями

Чтобы успешно решить проблему преемственности необходимо скорректировать план совместной деятельности детского сада и начальной школы.

Цель совместной работы по преемственным связям детского сала и школы: реализовать единую линию развития ребёнка на этапах дошкольного и начального школьного детства, придав педагогическому процессу целостный последовательный и перспективный характер.

                                                                            Основные задачи сотрудничества ДОУ и школы:

  • установление единства стремлений и взглядов на воспитательный процесс между детским садом, семьёй и школой;
  • выработка общих целей и воспитательных задач, путей достижения намеченных результатов;
  • создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников образовательного процесса – воспитателей, учителей, детей и родителей;
  • всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей;
  • оказание психологической помощи в осознании собственных семейных и социальных ресурсов, способствующих преодолению проблем при поступлении ребёнка в школу;
  • формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей.

Так в  нашем детском саду  в начале учебного года проводятся совместные с учителями начальных классов родительские собрания, по вопросам готовности детей к обучению в школе.

В первой части собрания воспитатели  представляют работу с детьми в виде игр-викторин, путешествий в страну знаний. Где наглядно показывают уровень подготовки детей к школьному обучению.  Далее учителя дают полезные советы для родителей будущих первоклассников  «Ваш ребенок идет в школу». Большая часть наших выпускников, по месту жительства,  поступает именно в 21 школу.

В прошлом учебном году наши выпускники, в рамках акции  посвященной году Добра, передали книги в фонд детского сада. Мы не теряем связь с нашими детьми и надеемся, что   на дальнейшее  сотрудничество.

В конце учебного года мы разрабатываем совместный  план работы на следующий учебный год.

С начала учебного года, согласно годовому плану, наши дети подготовительной группы уже побывали в школе на экскурсии. Завуч по воспитательной работе подробно рассказала и показала классы, познакомила с правилами поведения в школе, побывали в спортивно зале, учительской, библиотеке, школьной столовой, познакомились с   педагогами школы.

Результатом плодотворного сотрудничества педагогов ДОУ и начальной школы, родителей (законных представителей), воспитанников и учащихся должно быть развитие интегративных качеств дошкольника, которые служат основой для формирования компетенций, необходимых для обучения в школе.

Мы надеемся, что проблема преемственности как единой линии развития ребёнка будет нами совместно решена, а это значит, что наши дети полноценно проживут дошкольный период детства и приобретут равную стартовую площадку для успешного школьного обучения.

 

 

Советы по организации самообразования.

Одним из условий повышения качества работы дошкольного учреждения является дифференцированное оказание помощи педагогам на основе диагностики их профессионального уровня. Задача старшего воспитателя – оказать помощь конкретному воспитателю в решении тех проблем, которые вызывают у него затруднение или являются предметом его интересов. Однако эффективность работы в конечном итоге определяется самостоятельной работой педагога, его самообразованием. Постоянная работа педагога над совершенствованием своего развития важна в силу специфики педагогической деятельности, направленной на развитие и воспитание ребёнка. Педагогу не обойтись без серьёзных знаний педагогических и психологических основ обучения и воспитания, без всесторонней информированности и компетентности в выдвигаемых жизнью и профессиональной деятельностью вопросах. Только путём самообразования и творческих поисков педагог придёт к своему мастерству. Именно поэтому постоянное стремление к самосовершенствованию должно стать потребностью каждого педагога дошкольного учреждения.

Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук. Педагог должен в течении учебного года или другого периода времени углублённо заниматься проблемой, решение которой вызывает определённые затруднения или которая является предметом его особого интереса.

Самообразование педагога дошкольного учреждения многогранно и многопланово. Основными направлениями в системе самообразования педагогов дошкольного учреждения могут быть:

  • Ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания;
  • Изучение учебной и научно-методической литературы;
  • Ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии;
  • Изучение новых программ и педагогических технологий;
  • Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений;
  • Повышение общекультурного уровня. Для молодых специалистов:
  • Реализуя дифференцированный подход в определении ведущих направлений профессионального развития педагогов, можно порекомендовать следующую тематику самообразования соответственно опыту и педагогическому стажу.
  • Осознание ценностей личностно-ориентированной модели воспитания, обучения и развития;
  • Формирование основ педагогического мастерства;
  • Развитие умений и конструктивных способностей.
  • Для воспитателей, работающих свыше 5 лет:
  • Овладение способами проектирования воспитательно-образовательного процесса с целью повышения его эффективности и качества в условиях вариативного образования;
  • Формирование умения анализировать научно-методическую литературу, применение полученных знаний на практике, активизация творческих способностей.
  • Для опытных, творчески-работающих воспитателей:
  • Развитие способностей к перепроектированию собственной деятельности в контексте тенденций развития психолого-педагогической науки и социального заказа общества;
  • Проявление творческого потенциала педагога;
  • Пропаганда своих достижений;
  • Развитие исследовательской деятельности.
  • Для педагогов без специального образования:
  • Овладение методикой работы с детьми;
  • Адаптация к педагогической деятельности.
  • Тематикой самообразования также может быть:
  • одна из годовых задач ДОУ;
  • проблема, которая вызывает у педагога затруднение;
  • пополнение знаний по уже имеющемуся опыту;
  • Успешность педагога в профессиональном самообразовании напрямую зависит от поддержки и помощи старшего воспитателя. Методическая работа необходима воспитателю:
  • в определении темы, целей и задач;
  • в планировании работы по самообразованию;
  • в ходе реализации плана;
  • в изучении и анализе результативности своей работы.