Интегрированное занятие по познавательно-речевому развитию детей в средней группе «Путешествие в осенний лес»

Воспитатель : Ушакова Кадрия Юсуповна

 

 Программное содержание:

  1. Учить выделять отличительные признаки диких животных, составлять описательные рассказы про животных, правильно выражать свои мысли.
  2. Совершенствовать умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
  3. Активизировать и расширять словарь по теме «дикие животные».
  4. Закреплять знания детей о диких животных (внешний вид, жилища, еда).
  5. Развивать зрительное восприятие, речевой слух, память, внимание.
  6. Воспитывать умение выслушивать ответы товарищей и бережное отношение к животным.
  7. Закреплять правильное произношение звуков [с], [з], [ж], [ш].
  8. Упражнять в образовании форм единственного и множественного числа существительных.

Предварительная работа:

Чтение рассказов о животных, отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций.

 Материалы: презентация со слайдами  с изображением диких животных. Игрушка ежик, мяч.

 

Ход занятия :

 Ребята, я сегодня шла в сад и  встретила грустного и заплаканного ёжика. (показ игрушки) Ежик  рассказал мне о том, что однажды приехали в лес туристы отдыхать на природе .  Они громко разговаривали , кричали ,  жгли костер , ломали деревья , срывали цветы , включали  громкую музыку, кидали везде мусор , остатки еды , пугали птиц и лесных животных . И так продолжалось целый день.. Ежик от шума и страха  убежал далеко  и заблудился . Кричал АУ-АУ , но не смог найти дорогу домой . А ёжику было очень грустно, без своего дома и родных. Поэтому он пришел к нам за помощью . Давайте поможем ёжику вернуться домой!

Ребята, вы не боитесь отправиться в путешествие в лес? И трудностей не боитесь? Ну что, отправляемся в путь. А поможет нам в нашем путешествии дружба и воображение !

На чем мы поедем ? (Ответы детей ) Давайте закроем глаза и представим, что мы летим на самолете .

Раз , два , три . Волшебство произойди ! В лес ребят самолет отвези !

Наше путешествие начинается. А как же нам найти дом ежа ?  Кто же нам поможет? Послушайте загадку .

 

 

Хвост пушистою дугой , вам знаком зверек такой ?

Острозубый , темноглазый .

По деревьям любит лазать .

 Строит он свой  дом в дупле . Чтоб зимою жить в тепле .

Посмотрите белка сидит на дереве. Давайте спросим у нее. Белка скажи где дом ежа ?

Очень просто. Расскажу и дорогу покажу . Только сначала выполните мое задание.

Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»

Воспитатель называет слово, а дети подбирают к нему слово с противоположным значением.

 Чистый — грязный , большой –маленький , мягкий – твердый , темный   – светлый  , тяжелый – легкий , добрый –злой  , сладкий — горький .

Молодцы! Давайте рассмотрим белочку . Какая она ? Что кушает ? А теперь послушайте как белочка разговаривает . ( аудиозапись реальных звуков , которые издает белка ).

Белка сказала идти дальше прямо .

 Ой , а дальше там еще зверек . Угадайте кто это !

Летом сер , зимою бел ,

По характеру не смел ,

По полянкам скачет ловко ,

Любит сочную морковку .

Правильно ребята , это заяц . Зайка помоги дорогу к дому ежика покажи !

( появляется слайд с изображением слайда )

Давайте ребята рассмотрим его . ( описывают внешний вид , чем питается )

А теперь поиграем в игру » Зайка серенький сидит и ушами шевелит «

Далее прослушивание аудиозаписи со звуками голоса зайца .

Спасибо тебе зайка, мы пойдем дальше по лесу гулять .

Кто же там за кустом сидит ? Отгадайте следующую загадку !

У меня роскошный хвост ,

 А характер мой непрост —

 Я коварна и хитра .

Ведь я рыжая лиса !

Лиса помоги ежика дом найти !

 Помогу, но вначале поиграем .

Игра — » Один -много «

Воспитатель предлагает слово, а дети ставят его во множественное число.

Муравей – много муравьев.

Слон  – много слонов.

Цветок  – много цветов.

Птица  – много птиц.

Дерево  – много деревьев .

Ягода – много ягод .

Дорога – много дорог.

Листок -много листьев .

 Вы молодцы! Выполнили задание.

-Куда же нам идти?

Идите прямо . Встретите следующего жителя леса , он вам дальше путь укажет .

Слушайте загадку !

Серый я , живу в лесу

Знаю рыжую лису.

Песню грустную тяну ,

Громко вою на луну .

 Правильно , ребята это волк . Дети рассматривают картину волка. (Слушают аудиозапись голоса волка) . Выполните задание , получите подсказку где дом ежа.

Игра с мячом  » Назови ласково »  (Дети стоят в кругу)  ( Цветок — цветочек , лист-листочек, гриб-грибочек, ветка-веточка, жук- жучок, ягода- ягодка, елка-елочка , солнце -солнышко )

Молодцы! Выполнили задание. Можно продолжать путь. Идти надо налево . Покажите ребята левую руку . Молодцы !

Кто же еще в лесу живет ? Слушайте загадку .

Летом ходит без дороги

Возле сосен и берез ,

А зимой он спит в берлоге , 

От мороза прячет нос .

 

Правильно это медведь .

 Медведь подскажи,  где же дом ежика !

Подскажу , но вы со мной поиграйте !

Спойте песенку комарика (з-з-з), песенку жука (ж-ж-ж), песенку ветра (ш-ш-ш), песенка насоса (с-с-с).

— Молодцы! Выполнили задание. Дети рассматривают слайд картины с медведем и слушают аудиозапись голоса медведя .

А теперь поиграем в игру «Мама и ребенок» (дети называют например: зайчиха-зайчонок»

Молодцы!  Все задания выполнили .

Ребята посмотрите! Вот и дом ежа! Он осенью сделан как норка из листьев. Ребята, вот и заканчивается наше волшебное путешествие. Нам пора прощаться с ежиком. (звучит аудиозапись голоса ежа ) . Это ежик вас благодарит , что попал домой .

А нам пора возвращаться в группу. Давайте закроем глаза и представим, что мы летим на самолете.

Раз , два , три . Волшебство произойди !  Домой  ребят самолет отвези !

-Ребята, где мы были? Каких животных встретили ? А какие они ?

 Медведь – мохнатый, косолапый, сильный, неуклюжий, большой;

Лиса – хитрая, рыжая, пушистая, красивая, длиннохвостая, острозубая;

Волк – злой, голодный, хищный, серый, зубастый;

Заяц — ловкий , трусливый , беленький или серенький , быстрый .

Вы все молодцы ! Хорошо поиграли и позанимались . А ежик вам передал вкусное угощение — яблоки .