XI критерий. Внедрение методических разработок, игр, электронных пособий.

Интегрированное спортивное мероприятие-развлечение

 Байанай Ыйа (Месяц Байаная) для детей подготовительных групп

Цель:  -воспитание любви и уважения к традициям и обычаям народа Саха;

— развить связную речь, способность к мышлению и общению у детей;

— развить уважение, привить к детям чувство любви к духам божества Байаная, воспитывать любовь к природе и бережное отношение;

-развивать ловкость, быстроту;

-формировать положительные эмоции детей.

Интеграция образовательных областей:

Социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие.

Используемые материалы:

Проектор, музыкальный центр, рисунки животных, рисунки охотничьих снастей, предметы для игр.

  1. Ход мероприятия-развлечения:

— Согласно якутскому календарю, ноябрь является месяцем Байаная. По поверьям якутов, Байанай – это дух леса, божество тайги, животных и птиц. Он защищает и оберегает лесную растительность и животных, птиц, живущих в лесу.

  1. Просмотр презентаций:

1 слайд: Изображение Байаная.

Байанай – это дух тайги. Он угощает людей, преподносит им в виде подарка из своих богатств – животных, птиц или рыб. Люди также используют шкуры добытых ими животных в качестве одежды.

2 слайд: Символ Байаная.

Символом Байаная является изображение стрелы.

3 слайд: Характер Байаная.

Байанай имеет очень радушный нрав, он радуется от самого малого, любит делать людям подарки в виде хорошей добычи. Он, как малое дитя, любит играть, очень живой, темпераментный, вместе с тем его очень легко обидеть.

4 слайд: Богатства Байаная.

Богатством Байаная является бескрайняя тайга, а также вся живность, которая живет в ней. Наши отцы, преклоняясь духу охоты, будучи увлечёнными ею, в этом месяце также идут в лес на охоту. Байанай щедро одаривает их пернатой дичью, ценной пушниной, живым серебром – рыбой.

5 слайд: Угощение духа Огня.

Якут, приходя в лес охотиться, обязательно угощает духа Огня. Он просит у Байаная разрешения на охоту, и только после этого шёл на охоту.

III. Правила поведения в лесу

— Находясь в лесу, нельзя громко кричать, разговаривать.

— Выбравшись на природу, нужно обязательно угостить духа Огня и местности.

— Нельзя засорять лес, природу, выбрасывать мусор куда попало.

— Нельзя разорять птичьи гнёзда и ломать деревья, травы.

  1. Опытный следопыт

Хороший охотник — хороший следопыт, умеет читать по следам, знает какое животное оставило след, определяет когда прошел зверь, за кем он шел.

Давайте, ребята, и мы проверим, кто умеет определять животное по следам.

  1. V. Подвижные игры:

— Молодцы, ребята, а теперь давайте с вами отправимся в лес, поиграем в охотников.

  1. Сборы охотника
  2. Водопой («Ойбонтоон улааьын»)
  3. Разжигание костра
  4. Охота на зайцев
  5. Прыжки через нарты, прыжки «Куобах»
  6. Подвижная игра «Мунха»
  7. Заключение:

Вам понравилось, ребята? Что нового вы узнали? Когда вы вырастите, следуйте и чтите обычаи предков, тогда дух леса Баай Байанай будет щедро одаривать вас своими дарами. Берегите и охраняйте нашу природу.

 

Картотека якутских подвижных игр по квалификациям для детей старшего дошкольного возраста

Особое внимание для дошкольников уделяется развитию координационных способностей — у детей происходит быстрый рост, изменение двигательной активности. Координационная способность достигает высокого результата именно в этом возрасте. Координационные способности в большей мере, чем другие физические качества, обусловлены центрально-нервными влияниями и в меньшей — морфологическими и биохимическими, поэтому координационные способности нередко идентифицируются с ловкостью. Особое место в решении проблем координационных способностей играет использование разнообразных средств и методов их развития. Поскольку существует множество координационных способностей человека, постольку можно выделить огромное количество физических упражнений на координацию движений, другими словами, определенную систему упражнений, наиболее полно отвечающих задаче формирования фундаментальных и специальных координационных способностей в период их ускоренного (сенситивного) развития.

Ловкость — способность человека быстро овладевать новыми движениями и их сочетаниями, а так же умение действовать в изменяющихся условиях правильно, быстро и находчиво.

Быстрота — способность человека выполнять движения в наикратчайшее время. Быстрота развивается в упражнениях, выполняемых с ускорением, на скорость, с изменением темпа, а также в подвижных играх, когда дети вынуждены выполнять упражнения с наивысшей скоростью (убегать от водящего).

Основным средством развития быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста являются физические упражнения.

Якутские национальные игры представляют своеобразный жанр народного творчества, раскрывают национальную культуру и быт якутского народа. В общей системе физического развития человека физическое воспитание ребенка занимает очень важное место. Именно в дошкольном, в младшем школьном возрасте закладываются основы здоровья, формируются двигательные навыки, создается фундамент для воспитания физических качеств.

 

 

Игры с бросанием

«Стрельба цель с кружением» (Сылгыдый)

Берется картонный диск диаметром 20 — 25 см, разрисованный якутским орнаментом (в старину диск делали из бересты, прошитой вдвое). Диск вывешивается на стене или на столбе. На расстоянии 3 — 5 м от него ставится шест (или круглая тумбочка), вокруг которого играющий должен несколько раз обежать с мячом и бросить его в диск (цель). Победителем считается тот, кто попадет в цель, предварительно обежав вокруг шеста или тумбочки большее число раз. Старшим детям можно рекомендовать стрельбу в цель из лука вместо мяча. Правила игры. Следует заранее договариваться, сколько раз надо обойти круг. Бросать в цель точно с определенного расстояния.

«Летящий диск» (Тэлэрик)

Из двойного картона или бересты вырезают диск диаметром 20 — 25 см, разрисованный с двух сторон якутским орнаментом. Диск бросают вверх, а играющий старается попасть в него мячом. Вариант. Игру можно организовать под руководством взрослого со старшими детьми, которые стреляют в подброшенный диск из лука. Правила игры. Время броска мяча и стрельбы из лука определяет сам играющий.

«Охотник и зайцы» (Булчут уонна куобахтар)

На одной стороне площадки сидит «охотник», назначенный педагогом. На другой – обозначаются кружками «места зайцев». В каждом кружке находится по 2-3 зайца.

Охотник обходит площадку, как бы разыскивая следы «зайцев», затем возвращается к себе. Педагог: «Зайцы выбежали на полянку гулять», зайцы прыгают на 2 ногах, продвигаясь вперед. По сигналу «Охотник!», зайцы приседают, а охотник, не сходя с места, бросает в них мячом. Тот заяц, в которого попал охотник мячом, считается подстреленным, и охотник уводит к себе.

Правила игры: Охотник бросает мяч только после сигнала «Охотник!», пойманные   идут за охотником.

«Отбивка оленей»

Группа  играющих,   находится внутри очерченного круг – это олени.  Выбираются три пастуха, они  за кругом. По сигналу «Раз, два, три  — отбивку начни!» пастухи по очереди бросают мяч в оленей.

Олень,  в которого попал мяч, считается пойманным, отбитым от стада. Каждый пастух отбивает 5-6 раз. После чего он подсчитывает отбитых оленей.

Правила игры: Бросать мяч можно только в ноги и по сигналу. Стрелять надо с места в подвижную цель.

«Меткий охотник»

площадку делят на две половины. «Звери» пасутся на одной площадке» «охотник» подкрадывается с другой. Прицеливаясь, он 5-10-тью мячами стреляет в «зверей», стараясь попасть в любую часть тела. Побеждает самый меткий охотник.

 

Игры с прыжками

«Пятнашки» (Атах тэпсиитэ)

Двое играющих кладут руки друг другу на плечи и, подпрыгивая, попеременно ударяют правой ногой о правую, а левой о левую ногу напарника. Игра ведется ритмично в виде танца.

Правила игры. Ритмичность движений, их мягкость соблюдать обязательно.

 «Петушиный бой» (Ботууктэьии)

Играют парами. Играющие становятся на правую ногу друг против друга, левая нога согнута. Руки скрещены перед грудью. Игроки прыгают на правой ноге и стараются правым плечом оттолкнуть один другого так, чтобы другой встал на обе ноги. Когда устают прыгать на правой ноге, меняют ее на левую. И тогда соответственно меняются толчки плеча. Если при грубом толчке один из играющих упадет, толкнувший выходит из игры. Правила игры. Победившим считается тот, кто заставит встать другого на обе ноги. Отталкивать партнера можно только плечом. Смену ног производить одновременно в паре. 

«Прыжки над жесткой травой»

Игрок принимает стойку, согнувшись и обняв ноги под коленями. Руки — в замок. И в этом положении перепрыгнуть линию или несколько линий. Можно через предмет высотой 5 см., не теряя исходного положения 

«Крест» (Кириэс тэбии)

Берут две палки шириной 3 см, длиной 70 см и толщиной 0,5 см и кладут крест-накрест на землю. Игрок, держа руки за спиной, должен прыгать на одной ноге, не касаясь креста. Во время прыжка он поет песню или читает стих. Если же он заденет крест, считается проигравшим. Победитель должен протанцевать над крестом 1 минуту, не касаясь его.

«Рыбаки» (Балыксыттар)

Вся игровая площадка, воображаемая водная среда, делится на две части, где на одной части плавают рыбки, на другой опускают рыбаки невод, «рыбаки» держат «невод» над полом высотой 10-15 см и длиной в игровую площадку. Затем «рыбаки» начинают медленно передвигаться вперед для ловли «рыбок». Рыбы должны проскользнуть ее, перепрыгивая через сеть. Кто заденет сеть, считается пойманным и выбывает из игры.

 

Игры с бегом

«Сокол и лиса»

Выбираются сокол и лиса. Остальные дети — соколята. Сокол учит своих соколят летать. Он легко бегает в разных направлениях и одновременно производит руками разные летательные движения (вверх, в стороны, вперед) и еще придумывает какое-нибудь более сложное движение руками. Стайка соколят бежит за соколом и следит за его движениями. Они должны точно повторять движения сокола. В это время вдруг выскакивает из норы лиса. Соколята быстро приседают на корточки, чтобы лиса их не заметила. Правила игры. Время появления лисы определяется сигналом ведущего. Лиса ловит только тех, кто не присел. 

«Один лишний» (Биир ордук)

Играющие становятся по кругу парами. Каждая пара в кругу располагается по возможности подальше от соседей. Выделяется один ведущий, который становится в середине круга. Начиная игру, ведущий подходит к какой-нибудь паре и просит: «Пустите меня к себе». Ему отвечают: «Нет, не пустим, иди туда…» (указывают на более дальнюю пару). В то время, когда ведущий бежит к указанной паре, все стоящие в паре вторыми меняются местами, перебегая к другой паре, и становятся впереди. Передние уже становятся задними. Ведущий старается занять какое-нибудь из освободившихся мест. Оставшийся без места становится ведущим. Может играть любое количество детей. Правила игры. Меняться парами можно только тогда, когда ведущий бежит в указанном направлении.

«Волк и олени» (Боро уонна табалар)

Из числа играющих  выбирается волк, остальные – олени. На одном конце площадки очерчивается место для волка. Олени пасутся на площадки. По сигналу «Волк!», волк просыпается, выходит из логова, широким шагом бежит. По сигналу (рычание волка) олени разбегаются в разные стороны, а волк старается их поймать (коснутся). Пойманного волк отводит к себе.

Правила игры: Выбегать из круга можно только по сигналу. Тот, кого поймают, должен идти за волком.

«Волк и жеребята»

Из группы играющих выбирается волк, а остальные дети изображают жеребят.

Огораживают чертою поле, где пасутся жеребята,  и место волку. Жеребята пасутся на поле, по сигналу (волк!), волк бежит широким шагом за жеребятами и пытается их поймать, жеребята убегают за черту в домик. Пойманного волк отводит к себе.

Правила игры: Выбегать волку можно только по сигналу. Кого поймал волк, тот идет за волком. 

 «Ручейки и озера»

Игроки стоят в пяти – семи колоннах с одинаковым количеством играющих в разных частях зала – это ручейки. На сигнал «Ручейки побежали!» все бегут друг за другом в разных направлениях (каждый в своей колонне). На сигнал «Озера!» игроки останавливаются , берутся за руки и строят круги  — озера. Выигрывают те, дети которые быстрее построят круг – озеро.

Правила игры: Бегать надо друг за другом, не выходя из своей колонны. Строится в круг можно только по сигналу 

«Комаромахалка» (Дэйбиир)

Дети выбирают салку, у которого дэйбиир, а остальные дети свободно бегают по площадке. Задача салки коснуться дэйбиирем любой части тела детей и не дать возможность им убежать. 

«Конные скачки»  (Ат суурдуутэ)

На линию старта вызываются несколько детей, им даются «лошадки» на палочке и по команде «скачут» до финиша. Побеждает тот, кто первым придет к финишу.

 

Игры на гибкость

«Водопой из проруби» (Ойбонтон уулааhын)

Положение в широкой стойке, руки за спиной. Не сгибая ноги, наклониться, доставая лбом стоящего на полу кубика. Сначала достать кубики, стоящие пирамидкой, затем постепенно убирать по одному кубику, если ребенок правильно выполняет упражнение. Победу присуждают тому, кто коснулся лбом пола и принял исходное положение.

«Худая корова» (Көтөх ынах)

Игрок хватает руками пятки правой ноги, при этом старается ногу распрямить. С такого положения играющий должен встать на левую ногу. Если игроку не удастся встать на левую ногу с трех попыток, его называют “худой коровой”.

 

Игры на силу

 «Прогони собаку» (Ыт буутун охсуута)

2 игрока становятся лицом друг к другу. Левая рука на поясе, правой толкают друг друга. Победитель – тот, кто заставит соперника сойти с доски. При этом нельзя тянуть за одежду. 

«Замок» (Кулуустэьии)

Чертят на земле 2 линии с двух сторон на расстоянии в 1,5 или 2м . Игроки встают между ними и берутся друг за друга средними пальцами и по команде начинают тянуть друг друга. Выигрывает тот, кто перетянет соперника за линию так, чтобы соперник переступил ее. Если во время перетягивания один из них поправит или отпустит палец, то он считается проигравшим. 

«Перетягивание на палках». (Мас тардыьыыта)

Играющие, разделившись на две группы, садятся на пол гуськом: одна группа против другой. Передние берутся за палку двумя руками и упираются друг в друга ступнями ног. Остальные в каждой группе крепко держат друг друга за талию. По команде постепенно перетягивают друг друга. Правила игры. Победителем считается та группа, которая перетянула на свою сторону другую группу, или приподняла в ней с места несколько человек, или вырвала палку из рук переднего. Игроки в каждой команде должны быть равны по численности и по силе.

 

«Армреслинг» (Бэгэччэктэьии)

Два человека сидят за столом напротив друг друга. Правые руки кладут на стол и берутся за руки так, чтобы соединились предплечья. Игроки должны давить ладонями так, чтобы не поднимались локти. Задача игроков вогнуть запястье соперника.