Комплекс дидактических игр по формированию правовых знаний детей старшего дошкольного возраста
Игры, направленные на ознакомление детей старшего дошкольного возраста с правами ребенка
Игра «Я имею право…»
Цель: Расширить область правовых знаний детей.
Материал. Набор сюжетных картинок к статьям «Конвенции ООН о правах ребенка». Картинки с изображением ситуаций, не рассматриваемых в «Конвенции» (ребенок катается на велосипеде, играет в прятки, поливает цветы и т.п.). Шаблон «Я имею право» (может быть представлен, например, в виде знака «+»).
Ход игры
Детям предлагается выбрать из числа сюжетных картинок те, которые соответствуют статьям Конвенции, и положить около шаблона «Я имею право». Затем объясните причину своего выбора, и обсудить правильность принятого решения.
Игра «Я не должен…»
Цель: Учить разграничивать понятия «могу», «должен», «хочу». Совершенствовать знания детей о социальных нормах.
Материал. Серии сюжетных картинок, связанных с приемлемыми и неприемлемыми взаимоотношениями в системах: взрослый – ребенок; ребенок — ребенок; ребенок – окружающий мир. Шаблон «Я не должен» (например, изображение знака «-»).
Ход игры
Детям предлагается выбрать из числа сюжетных картинок те, которые изображают ситуации, неприемлемые во взаимоотношениях между людьми, между человеком и природой, человеком и предметным миром, а затем объясните свой выбор.
Игры, направленные на принятие экстренных решений в чрезвычайных ситуациях
Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи
Игра «Скорая помощь»
Цель: Учить детей в случае необходимости звонить в экстренную службу медицинской помощи по телефону 03.
Материал. Игрушечная машина «Скорой помощи». Сюжетные картинки с изображением различных ситуаций: человек лежит в кровати с градусником под мышкой; малыш с синяком; старик, упавший на улице (рука у сердца) и т.д. Белые докторские колпаки и халаты – на каждого участника игры.
Ход игры
На столе разложены сюжетные картинки. из числа детей выбирается бригада «Скорой помощи». Задача бригады «Скорой помощи» оценив ситуацию, правильно оказать помощь и при необходимости госпитализировать «тяжелобольного в больницу» (отобрать нужные картинки из общего числа). По итогу игры обсудить правильность действия бригады «Скорой помощи».
Игра «Если возник пожар»
Цель: Знакомить детей с правилами безопасного обращения с огнем. Закрепить знание номера телефона экстренной пожарной службы.
Ход игры
Дети становятся в круг. В центре – воспитатель с воздушным шаром в руке. Он произносит стихотворные строки, не договаривая последнего слова, передавая шар по кругу. Ребенок должен досказать строку и передать шар другому и т.д. Если отвечаете неправильно, то выбываете из игры, а шар переходит к следующему игроку. ьт
Воспитатель: Этот шар в руках недаром.
Если раньше был пожар,
Ввысь взмывал сигнальный шар –
Звал пожарных в бой с пожаром.
Где с огнем беспечны люди,
Где взовьется в небо шар,
Там всегда грозить нам будет
Злой, безжалостный …(передает ребенку воздушный шар)
Ребенок: Пожар. (Передает шар другому.)
Воспитатель: Раз, два, три, четыре –
У кого пожар …?
Ребенок: В квартире. (Передает шар.)
Воспитатель: Дым столбом поднялся вдруг.
Кто не выключил …?
Ребенок. Утюг. (Передает шар.)
Воспитатель: Красный отблеск пробегает.
Кто со спичками …?
Ребенок: Играет. (Передает шар.)
Воспитатель: Стол и шкаф сгорели разом.
Кто сушил белье над …
Ребенок: Газом. (Передает шар.)
Воспитатель: Пламя прыгнуло в траву.
Кто у дома жег …?
Ребенок: Листву. (Передает шар.)
Воспитатель: Дым увидел – не зевай и пожарных …
Ребенок: Вызывай. (Передает шар.)
Воспитатель: Помни каждый гражданин этот номер — …?
Ребенок: Ноль один.
Игра «Помогите! Полиция!»
Цель: Сформировать представление о том, в каких случаях необходимо обращаться за помощью в полицию.
Материал. Карточки с изображением телефонного аппарата, на котором написан номер службы полиции – 02. Наборы сюжетных картинок с изображением различных жизненных ситуаций, требующих и не требующих вмешательства полиции.
Ход игры
Дети делятся на команды по трое. Каждой команде раздается набор сюжетных картинок и карточки с номером вызова полиции. Задание: как можно быстрее разложить карточки с изображением номера телефона в соответствии с ситуациями, в которых необходимо вмешательство полиции. (После игры дети обсуждают результаты действий каждой команды).
Игры, направленные на формирование чувства собственной безопасности
«Если чужой стучится в дверь» (игровой тренинг)
Цель: Учить детей открывать дверь, когда они дома одни, только людям, живущим с ними в одной квартире.
Ход тренинга
В ходе тренинга обыгрываются ситуации, в которых ребенок, находясь в квартире один, не должен пускать в дом посторонних. Распределяются роли. Ребенок-незнакомец, стоит за дверью и уговаривает открыть дверь ребенка, находящегося в квартире, используя привлекательные обещания, ласковые слова и интонации.
Примерные ситуации:
-почтальон принес срочную телеграмму;
-слесарь пришел ремонтировать кран;
-милиционер пришел проверить сигнализацию;
-медсестра принесла лекарство для бабушки;
-мамина подруга пришла в гости;
-соседи просят зеленку для поранившегося ребенка;
-незнакомые люди просят оставить вещи для соседей;
-женщине нужно вызвать «Скорую помощь».
(Тренинг повторяется несколько раз с разными участниками)
«Куда бежать, если за тобой гонятся»
Цель: научить детей различным способам реагирования на угрожающую ситуацию.
Материал. Картинки с изображением парка, безлюдной дороги, остановки со ждущими автобус людьми, поста ГАИ.
Ход игры
Детям предлагается серия картинок для рассматривания, обсуждения и высказывания своего мнения.
Купание
Игры, направленные на проявление заботы об окружающих, оказание помощи, поддержки и внимательного отношения друг к другу
«Поводырь»
Цель: Развивать чувство ответственности за другого человека. Воспитывать доверительное отношение друг к другу.
Материал. Повязка на глаза – по количеству пар детей. Предметы – «препятствия»: стулья, кубики, обручи и т.д.
Ход игры
В комнате разложены и расставлены предметы – «препятствия». Дети распределяются по парам: ведущий – ведомый. Ведомый надевает на глаза повязку, ведущий ведет его, рассказывая, как двигаться, например: «Переступи через кубик», «Здесь стул. Обойдем его». Затем дети меняются ролями.
«Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся» (игра-упражнение)
Цель: Продемонстрировать детям различные модели взаимодействия друг с другом.
Ход игры
Каждое упражнение выполняется 2-3 минуты. Дети в парах сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки.
Воспитатель: Закройте глаза, протяните навстречу друг другу руки, «познакомьтесь» одними руками. Постарайтесь получше узнать своего соседа. Опустите руки.
Вытяните руки вперед, найдите руки соседа – «ваши руки ссорятся». Опустите руки.
Ваши руки ищут друг друга – «они хотят помириться». Ваши руки мирятся, они просят прощения, вы расстаетесь друзьями.
После игры с детьми обсуждается, какая форма поведения партнера понравилась больше, какие чувства возникали в ходе упражнения.
«Нарисуй узор»
Цель: Побуждать к совместной деятельности, к оказанию помощи товарищу.
Материал. Бумажный шаблон варежки – на каждого ребенка. Набор карандашей – на каждую пару.
Ход игры
Дети делятся на пары. На пару выдаются цветные карандаши и два бумажные шаблона варежек, которые нужно украсить так, чтобы каждая пара варежек имела одинаковый узор. После игры проводится конкурс, в котором учитывается идентичность узоров парных варежек и сложность орнамента.
«Цветик – семицветик»
Цель: Побуждать детей к обсуждению своих желаний и выбору какого-либо одного, более значимого. Поощрять желание заботиться о других.
Материал. Цветик – семицветик из цветной бумаги со съемными лепестками.
Ход игры
Дети распределяются на пары. Каждая пара поочередно, держась за руки, «срывает» один лепесток и говорит:
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
Быть по-моему вели.
Обдумав и согласовав друг с другом общее желание, они объявляют о нем остальным. Воспитатель поощряет те желания, которые связаны с заботой о товарищах, старых людях, о тех, кто слабее, заверяет детей, что их желания обязательно сбудутся.