Комплекс дидактических игр по формированию правовых знаний детей старшего дошкольного возраста

Игры, направленные на ознакомление детей старшего дошкольного возраста с правами ребенка

Игра «Я имею право…»

Цель: Расширить область правовых знаний детей.

Материал. Набор сюжетных картинок к статьям «Конвенции ООН о правах ребенка». Картинки с изображением ситуаций, не рассматриваемых в «Конвенции» (ребенок катается на велосипеде, играет в прятки, поливает цветы и т.п.). Шаблон «Я имею право» (может быть представлен, например, в виде знака «+»).

Ход игры

Детям предлагается выбрать из числа сюжетных картинок те, которые соответствуют статьям Конвенции, и положить около шаблона «Я имею право». Затем объясните причину своего выбора, и обсудить правильность принятого решения.

Игра «Я не должен…»

Цель: Учить разграничивать понятия «могу», «должен», «хочу». Совершенствовать знания детей о социальных нормах.

Материал. Серии сюжетных картинок, связанных с приемлемыми и неприемлемыми взаимоотношениями в системах: взрослый – ребенок; ребенок — ребенок; ребенок – окружающий мир. Шаблон «Я не должен» (например, изображение знака «-»).

Ход игры

Детям предлагается выбрать из числа сюжетных картинок те,  которые изображают ситуации, неприемлемые во взаимоотношениях между людьми, между человеком и природой, человеком и предметным миром, а затем объясните свой выбор.

Игры,  направленные на принятие экстренных решений в чрезвычайных ситуациях

Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи

Игра «Скорая помощь»

Цель: Учить детей в случае необходимости звонить в экстренную службу медицинской помощи по телефону 03.

Материал. Игрушечная машина «Скорой помощи». Сюжетные картинки с изображением различных ситуаций: человек лежит в кровати с градусником под мышкой; малыш с синяком; старик, упавший на улице (рука у сердца) и т.д. Белые докторские колпаки и халаты – на каждого участника игры.

Ход игры

На столе разложены сюжетные картинки. из числа детей выбирается бригада «Скорой помощи». Задача  бригады «Скорой помощи» оценив ситуацию, правильно оказать помощь и при необходимости госпитализировать «тяжелобольного в больницу» (отобрать нужные картинки из общего числа). По итогу игры обсудить правильность  действия бригады «Скорой помощи».

Игра «Если возник пожар»

Цель: Знакомить детей с правилами безопасного обращения с огнем. Закрепить знание номера телефона экстренной пожарной службы.

Ход игры

Дети становятся в круг. В центре – воспитатель с воздушным шаром в руке. Он произносит стихотворные строки, не договаривая последнего слова, передавая шар по кругу. Ребенок должен досказать строку и передать шар другому и т.д. Если отвечаете неправильно, то выбываете из игры, а шар переходит к следующему игроку. ьт

Воспитатель: Этот шар в руках недаром.

Если раньше был пожар,

Ввысь взмывал сигнальный шар –

Звал пожарных в бой с пожаром.

Где с огнем беспечны люди,

Где взовьется в небо шар,

Там всегда грозить нам будет

Злой, безжалостный …(передает ребенку воздушный шар)

Ребенок: Пожар. (Передает шар другому.)

Воспитатель: Раз, два, три, четыре –

У кого пожар …?

Ребенок: В квартире. (Передает шар.)

Воспитатель: Дым столбом поднялся вдруг.

Кто не выключил …?

Ребенок. Утюг. (Передает шар.)

Воспитатель: Красный отблеск пробегает.

Кто со спичками …?

Ребенок: Играет. (Передает шар.)

Воспитатель: Стол и шкаф сгорели разом.

Кто сушил белье над …

Ребенок: Газом. (Передает шар.)

Воспитатель: Пламя прыгнуло в траву.

Кто у дома жег …?

Ребенок: Листву. (Передает шар.)

Воспитатель: Дым увидел – не зевай и пожарных …

Ребенок: Вызывай. (Передает шар.)

Воспитатель: Помни каждый гражданин этот номер — …?

Ребенок: Ноль один.

Игра «Помогите! Полиция!»

Цель: Сформировать представление о том, в каких случаях необходимо обращаться за помощью в полицию.

Материал. Карточки с изображением телефонного аппарата, на котором написан номер службы полиции – 02. Наборы сюжетных картинок с изображением различных жизненных ситуаций, требующих и не требующих вмешательства полиции.

Ход игры

Дети делятся  на команды по трое.  Каждой команде раздается набор сюжетных картинок и карточки с номером вызова полиции. Задание: как можно быстрее разложить карточки с изображением номера телефона  в соответствии с  ситуациями, в  которых необходимо вмешательство полиции.  (После игры дети обсуждают результаты действий каждой команды).

Игры, направленные на формирование чувства собственной безопасности

«Если чужой стучится в дверь» (игровой тренинг)

Цель: Учить детей открывать дверь, когда они дома одни, только людям, живущим с ними в одной квартире.

Ход тренинга

В ходе тренинга обыгрываются ситуации, в которых ребенок, находясь в квартире один, не должен пускать в дом посторонних. Распределяются роли. Ребенок-незнакомец, стоит за дверью и уговаривает открыть дверь ребенка, находящегося в квартире, используя привлекательные обещания, ласковые слова и интонации.

Примерные ситуации:

-почтальон принес срочную телеграмму;

-слесарь пришел ремонтировать кран;

-милиционер пришел проверить сигнализацию;

-медсестра принесла лекарство для бабушки;

-мамина подруга пришла в гости;

-соседи просят зеленку для поранившегося ребенка;

-незнакомые люди просят оставить вещи для соседей;

-женщине нужно вызвать «Скорую помощь».

 (Тренинг повторяется несколько раз с разными участниками)

«Куда бежать, если за тобой гонятся»

Цель: научить детей различным способам реагирования на угрожающую ситуацию.

Материал. Картинки с изображением парка, безлюдной дороги, остановки со ждущими автобус людьми, поста ГАИ.

Ход игры

Детям предлагается серия картинок для рассматривания, обсуждения и высказывания  своего мнения.

Купание

Игры,  направленные на проявление заботы об окружающих, оказание помощи, поддержки и внимательного отношения друг к другу

«Поводырь»

Цель: Развивать чувство ответственности за другого человека. Воспитывать доверительное отношение друг к другу.

Материал. Повязка на глаза – по количеству пар детей. Предметы – «препятствия»: стулья, кубики, обручи и т.д.

Ход игры

В комнате разложены и расставлены предметы – «препятствия». Дети распределяются по парам: ведущий – ведомый. Ведомый надевает на глаза повязку, ведущий ведет его, рассказывая, как двигаться, например: «Переступи через кубик», «Здесь стул. Обойдем его». Затем дети меняются ролями.

«Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся» (игра-упражнение)

Цель: Продемонстрировать детям различные модели взаимодействия друг с другом.

Ход игры

Каждое упражнение выполняется 2-3 минуты. Дети в парах сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки.

Воспитатель: Закройте глаза, протяните навстречу друг другу руки, «познакомьтесь» одними руками. Постарайтесь получше узнать своего соседа. Опустите руки.

Вытяните руки вперед, найдите руки соседа – «ваши руки ссорятся». Опустите руки.

Ваши руки ищут друг друга – «они хотят помириться». Ваши руки мирятся, они просят прощения, вы расстаетесь друзьями.

После игры с детьми обсуждается, какая форма поведения партнера понравилась больше, какие чувства возникали в ходе упражнения.

«Нарисуй узор»

Цель: Побуждать к совместной деятельности, к оказанию помощи товарищу.

Материал. Бумажный шаблон варежки – на каждого ребенка. Набор карандашей – на каждую пару.

Ход игры

Дети делятся на пары. На пару выдаются цветные карандаши и два бумажные шаблона варежек, которые нужно украсить так, чтобы каждая пара варежек  имела одинаковый узор. После игры проводится конкурс, в котором учитывается идентичность узоров парных варежек и сложность орнамента.

«Цветик – семицветик»

Цель: Побуждать детей к обсуждению своих желаний и выбору какого-либо одного, более значимого. Поощрять желание заботиться о других.

Материал. Цветик – семицветик из цветной бумаги со съемными лепестками.

Ход игры

Дети распределяются на пары. Каждая пара поочередно, держась за руки, «срывает» один лепесток и говорит:

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли,

Быть по-моему вели.

Обдумав и согласовав друг с другом общее желание, они объявляют о нем остальным. Воспитатель поощряет те желания, которые связаны с заботой о товарищах, старых людях, о тех, кто слабее, заверяет детей, что их желания обязательно сбудутся.