Предметно-развивающая среда в подготовительной группе «Русалочка»
Одним из определяющих факторов воспитания детей является предметно — развивающая среда. Все центры развивающей среды в нашей группе взаимосвязаны и объединены задачами, реализуемыми в программе «От рождения до школы» под редакцией М. А. Васильевой:
- удовлетворять потребность ребенка в движении;
- формировать положительный эмоциональный настрой;
- побуждать детей к активной речи.
Правильно организованная предметно – развивающая среда, помогает взрослому обеспечить гармоничное развитие ребенка, создать эмоционально – положительную атмосферу в группе, устраивать и проводить игры – занятия. Таким образом, приучать детей к самостоятельным играм с постепенно усложняющимся содержанием. Для успешной реализации ФГОС ДО развивающая предметно – пространственная среда должна быть насыщенной, трансформируемой, функциональной, вариативной, доступной и безопасной. Что мы и пытаемся соблюдать.
В группе созданы уголки (центры) активности:
- Центр физической культуры.
- Центр нравственно — патриотического воспитания.
- Театральный центр.
- Центр музыкального воспитания
- Центр настольных игр.
- Центр безопасности.
- Центр изобразительного искусства.
- Книжный центр.
- Центр сюжетно-ролевой игры и коммуникации.
- Центр природы.
- Центр развития и ФЭМП
- Центр строительных игр.
- Приемная.
- Учебно-методический комплекс.
Перечень основного оборудования, предметов мебели, технических средств обучения.
- Приемная – первое, что видит ребенок и его родители, приходя в детский сад. Это визитная карточка группы и ее работников. Мы стараемся так оформить и украсить нашу приемную, чтобы детям и родителям было приятно находится в ней. В нашей приемной имеются современные стенды для родителей, стенды с творческими достижениями детей: «Остров сокровищ» , «Чудеса нашими руками» , детские шкафчики с яркими наклейками «Обитатели морей», информационные стенды-ширмы, уголок «Меню», уголок «Для Вас родители», где размещается полезная и познавательная информация, также здесь объявляются благодарности родителям за помощь в различных делах группы и активного участия в жизни группы. Имеются удобные скамейки с ячейками для обуви. Есть алгоритм одевания (одежду вывешиваем по сезонам) и складывания одежды в шкафчик.
Центр нравственно — патриотического воспитания:
Задачи:
Комплексный подход по ознакомлению с родным краем – Якутией , с нашей великой страной Россией. Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному краю , к Родине.
Оснащение:
- Материал по ознакомлению детей с родным городом, с Республикой Саха (Якутия):
- Изображения герба, флага, макет РС(Я);
- Фотография Президента РС(Я);
- Якутская посуда – чороны разных размеров;
- Атрибуты национального костюма – бастынга;
- Подбор литературы о городе Якутске;
- Папка-передвижка с иллюстрациями «Край мой родной Якутия»;
- Магнитная доска среднего размера с изображениями детей разных народов;
- Тематическая папка «Якутский орнамент»;
- Материал по ознакомлению детей с родной страной – Россией:
- Изображения герба, флага, макет РФ;
- Фотография Президента РФ;
- Дидактическая игра «Наша Родина»;
- Матрешки;
- Предметы народного декоративно-прикладного искусства – дымковские игрушки;
- Тематическая папка «Городецкая роспись»;
- Тематический сборник по ФГОС «Гжель»
- Тематический сборник по ФГОС «Хохлома»;
- Глобус ;
- Якутские настольные игры ;
- Декоративные русские доски — трафареты для декоративной росписи в русском стиле .
Центр сюжетно-ролевой игры и коммуникации:
Задачи: способствовать возникновению игры; развивать умение выбирать роль, выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий; формирование коммуникативных навыков в игре; развитие речи и творческих способностей.
Оснащение: В центре имеются атрибуты к сюжетно – ролевым играм:
- «Больница»,
- «Парикмахерская»,
- «Магазин»,
- «Аптека»,
- «Кафе»,
- «Мастерская»,
- «Почта»;
- «Банк»;
- Головные уборы «Моряки»; «Военные»;
- Различные виды транспорта,
- Наборы комнатной мебели крупного раздела;
- Куклы,
- Атрибуты для игры «Семья»;
- Костюмы врача , продавца , инспектора ГИБДД .
Центр физической культуры:
Задачи:
Создать условия для занятия физическими упражнениями в группе, стимулировать желание детей заниматься двигательной деятельностью. Воспитывать у детей осознанное отношение к своему здоровью. Укрепление здоровья , профилактика плоскостопия, профилактика простудных заболеваний.
Оснащение:
- Кегли;
- Флажки;
- Скакалки;
- Ленточки;
- Маленькие мячи;
- Большие мячи;
- Мешочки с песком ;
- «Дорожки здоровья» с пуговицами ;
- Султанчики;
- Массажёры для рук ног ;
- Иллюстрации с изображениями видов спорта;
- Предметы дыхательной гимнастики;
- Картотека подвижных игр;
- Маски для подвижных игр;
- Резиновый набор массажных ковриков для ног ;
- Игра «Городок»;
- Игра «Баскетбол»;
- Игра «Твистер».
Центр изобразительного искусства:
Задачи:
Развивать интерес к разнообразной изобразительной деятельности.
Оснащение:
- Цветные карандаши;
- Краски;
- Пластилин, оборудование для лепки;
- Трафареты;
- Фломастеры;
- Точилки, резинки на каждого ребенка ;
- Раскраски;
- Альбомные листы;
- Образцы декоративной росписи;
- Восковые мелки;
- Гуашь;
- Пейзажи (по временам года);
- Образцы поэтапного рисования предметов и животных .
Театральный центр:
Задачи: Ознакомление детей с различными видами театра, поэтапное освоение различных видов творчества, совершенствование артистических навыков детей .
Оснащение:
- Настольный театр;
- Театральная игра «Воображение»;
- Набор «Пальчиковый театр»
- Театр «Пяти пальцев»;
- Театр масок.
Центр музыкального воспитания:
Задачи: Формировать у детей интерес к современной и классической музыке , развивать музыкальные и творческие способности .
Оснащение: дидактический материал по ознакомлению детей с музыкой:
- Наглядно-дидактическое пособие «Музыкальные инструменты»
- Книга Е.Д. Критской «Музыка»;
- Папка-передвижка музыкально — дидактических игр;
- Барабаны;
- Бубен;
- Гармошка;
- Дудочки;
- Колокольчики;
- Металлофон;
- Детская гитара ;
- Портреты композиторов;
- Музыкальный проигрыватель с дисками ( детские песни , музыка ).
Книжный центр:
Задачи: развитие познавательных и творческих способностей детей средствами детской художественной литературы;удовлетворение разнообразных литературных интересов детей.; формирование у дошкольников интереса к художественной литературе , развитие любви к книге .
Оснащение:
Произведения разных жанров:
- Рассказы;
- Повести;
- Поэмы;
- Сказки в прозе и стихах;
- Лирические и шуточные стихи;
- Загадки.
Произведения разной тематики:
- детская жизнь;
- игры, забавы,
- игрушки, шалости;
События общественной жизни:
- труд людей;
- картины природы;
- экологические проблемы ;
- Портреты писателей и поэтов .
Центр строительных игр:
Задачи:
Развивать конструкторские навыки, развивать интерес к строительным играм из разного материала.
Оснащение: пластмассовые конструкторы с разнообразными способами крепления деталей, конструкторы «ЛЕГО» разного размера и видов, строительные наборы с деталями разных форм и размеров, кубики большие и маленькие.
Центр природы:
Задачи:
Экологическое воспитание и образование детей. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, продолжать работу по углублению и обобщению знаний о живой и неживой природе .
Оснащение:
Дидактические игры:
- «Мои домашние животные»;
- «12 месяцев»;
- «Животный мир земли»;
- «Чей малыш?»;
- «Кто где живет?»;
Наглядная информация:
- «Дикие и домашние животные»;
- «Фрукты и овощи»;
- «Домашние и дикие птицы»;
- «Ягоды»;
- «Деревья»;
Сборники стихов и загадок :
- «Животные»; «Времена года»
- «Явления природы»; «Время суток»
Природный материал;
Художественная литература по ознакомлению с природой;
Поделки из природного материала;
Календарь погоды;
Оборудование по уходу за комнатными растениями.
Центр безопасности:
Задачи:
формирование у дошкольников знаний, представлений, устойчивых навыков по основам безопасности жизнедеятельности.
Оснащение :
Дидактические игры:
- «Что такое хорошо?»;
- «Дорога»;
- «Мои права и обязанности»;
- «Что можно, а что нельзя»;
- «Сигналы светофора»;
- Пазлы — транспорт;
- Домино транспорт;
Наглядная информация:
- «Транспорт»;
- «Дорожная азбука»;
- «Как избежать неприятностей»;
- «Меры безопасности»;
- «Детям об огне»;
Сборники стихов и загадок :
- «Правила дорожного движения »;
- «О правах ребенка»;
Другое:
- Папки передвижки;
- Макет дороги;
- Дорожные знаки на подставках ;
- Макет светофора из картона ;
- Спец .машины;
- Макет пожарного щита
- Атрибуты для с.р.и :
- «Инспектор ГИБДД»;
- «Пожарный»;
- Дорожные знаки.
- Литература ;
- Костюм спасателя .
Центр развития и ФЭМП:
Задачи:
способствовать развитию познавательной активности, логического мышления, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Оснащение :
- математические игры и задачи;
- развивающие игры и упражнения;
- настольно-печатные игры по развитию математических навыков,
- игры для развития логического мышления,
- головоломки,
- логические задачи,
- развивающие книги.
- счётные палочки ,
- геометрические фигуры,
- Наглядные пособия карточки цифр,
- раздаточные пособия по математике .
Центр настольных игр:
Задачи:
направлен на развитие речи, логики, мышления, сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения ,ознакомлением с окружающим миром.
Оснащение :
- » Ассоциации»
- «Мой дом»
- «Что откуда ,почему?»
- «Чей малыш?»
- «Фигуры»
- «Часть и целое»
- «Контуры»
- «Кто где живет?»
- Пазлы
- «Мозаика»
- «Шнуровки»
- Домино
- «Простоквашино»
- Лото:
- « Кто где живет?»
- «Дорожные знаки»
- «Профессии».
- «Фрукты»
- «На небе, земле, на море»
- «Транспорт»
- «Собирай-ка»
- «Прятки»
- «Мои домашние животные»
- «Веселый автобус»
- «Цифры»
- «Логическая мозаика»
- «Животное лото «
- «Веселые магниты «.
Учебно-методический комплекс, используемый в средней группе «Русалочка»
в 2019-2020 учебном году:
- » От рождения до школы «. Основная образовательная программа дошкольного образования / Под редакцией Н.Е Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд,испр. И доп. – М.: МОЗАЙКА – СИНТЕЗ 2016. – 368с.
- В.В.Гербова » Развитие речи в детском саду «: Средняя группа.-М:Мозаика – синтез. 2016.-144с.
- Куцакова Л.В. « Конструирование и ручной труд в детском саду «М: Мозаика – Синтез 2014 -120с
- Помораева И.А. , Позина В.А. » Формирование элементарных математических представлений » Средняя группа М:Мозаика – синтез. 2016-80с
- Куцакова Л.В.» Конструирование из строительного материала»: Средняя группа.- М:Мозаика – синтез. 2016-64с.
- Соломенникова О.А.» Ознакомление с природой в детском саду» . Средняя группа М:Мозаика – синтез. 2016.-112с.
- Дыбина О.В. » Ознакомление с предметным и социальным окружением» . Средняя группа М:Мозаика – синтез. 2016.-80с.
- КомароваТ.С. » Изобразительная деятельность в детском саду». Средняя группа. — М:Мозаика – синтез. 2016.-128
- Примерное комплексно – тематическое планирование к программе «От рождения до школы» средняя группа /В.В. Гербова, Н.Ф. Губанова, О.В. Дыбина и др.- М:Мозаика – синтез. 2016-176с
- Развернутое перспективное планирование по программе под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. Средняя группа / автор.-сост. Т.И. Кандала (и др.). – Волгоград : Учитель, 2011. – 111с.
- Рабочая программа воспитателя : ежедневное планирование по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Средняя группа (от 4 – 5 лет) /авт. – сост. Н.Н. Гладышева ( и др.). – Изд.2-е. – Волгоград : Учитель, 2016 – 404с.
- 12 .Комплексные занятия по изобразительной деятельности по программе «От рождения до школы» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. Средняя группа / авс.-сост О.В. Павлова. – Волгоград : Учитель, 2016 – 195с.
- «Сборник подвижных игр для детей 2-7 лет» Э.Я. Степаненкова; 2011г.
- «Прогулки в детском саду» И.В. Кравченко, Т.Л. Долгова; 2011г.
- Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома. Учебно-методический комплект к программе «От рождения до школы»; 2016г.
Технические средства обучения:
-проектор; экран, ноутбук; аудио-техника.
Информационно-компьютерные технологии:
— электронно-учебные пособия;
— развивающие игры;
— развивающие компьютерные программы;
— использование компьютера для ведения документации.
Наглядно-методические пособия:
— Рабочие тетради:
— Плакаты: геометрические фигуры; правильная осанка, правила соблюдения гигиены; деревья, кустарники; насекомые, животные севера;
— Серии картинок (предметный мир, мир природы, насекомые, животные жарких стран, домашние животные, транспорт, растения, цветы, игрушки, мебель, росписи);
— Портреты композиторов; картинки по сказкам; силуэты животных.
Раздаточный материал:
Цифры, буквы, наборы математических знаков, счетные палочки, картинки, линейки, геометрические фигуры, фишки для звуко-буквенного анализа слов по обучению грамоте.