Предметно-развивающая среда в подготовительной группе «Русалочка»

        Одним из определяющих факторов воспитания детей является предметно — развивающая среда. Все центры развивающей среды в нашей группе взаимосвязаны и объединены задачами, реализуемыми в программе «От рождения до школы» под редакцией М. А. Васильевой:

  • удовлетворять потребность ребенка в движении;
  • формировать положительный эмоциональный настрой;
  • побуждать детей к активной речи.

          Правильно организованная предметно – развивающая среда, помогает взрослому обеспечить гармоничное развитие ребенка, создать эмоционально – положительную атмосферу в группе, устраивать и проводить игры – занятия. Таким образом, приучать детей к самостоятельным играм с постепенно усложняющимся содержанием. Для успешной реализации ФГОС ДО развивающая предметно – пространственная среда должна быть насыщенной, трансформируемой, функциональной, вариативной, доступной и безопасной. Что мы и пытаемся соблюдать.

В группе созданы уголки (центры) активности:

  • Центр физической культуры.
  • Центр нравственно — патриотического воспитания.
  • Театральный центр.
  • Центр музыкального воспитания
  • Центр настольных игр.
  • Центр безопасности.
  • Центр изобразительного искусства.
  • Книжный центр.
  • Центр сюжетно-ролевой игры и коммуникации.
  • Центр природы.
  • Центр развития и ФЭМП
  • Центр строительных игр.
  • Приемная.
  • Учебно-методический комплекс.

 

Перечень основного оборудования, предметов мебели, технических средств обучения.

  • Приемная первое, что видит ребенок и его родители, приходя в детский сад. Это визитная карточка группы и ее работников. Мы стараемся так оформить и  украсить нашу приемную, чтобы детям и родителям было приятно находится в ней. В нашей приемной имеются современные стенды для родителей, стенды  с творческими достижениями детей: «Остров сокровищ» , «Чудеса нашими руками» , детские шкафчики с яркими наклейками «Обитатели морей», информационные стенды-ширмы,  уголок «Меню», уголок «Для Вас родители», где размещается полезная и познавательная информация, также здесь  объявляются благодарности родителям за помощь в различных делах группы и активного участия в жизни группы.  Имеются  удобные скамейки  с ячейками для обуви. Есть алгоритм одевания (одежду вывешиваем по сезонам) и складывания одежды в шкафчик.

Центр нравственно — патриотического воспитания:

Задачи:

Комплексный подход по ознакомлению с родным краем – Якутией , с нашей великой страной Россией. Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному краю , к Родине.

Оснащение:

  • Материал по ознакомлению детей с родным городом, с Республикой Саха (Якутия):
  • Изображения герба, флага, макет РС(Я);
  • Фотография Президента РС(Я);
  • Якутская посуда – чороны разных размеров;
  • Атрибуты национального костюма – бастынга;
  • Подбор литературы о городе Якутске;
  • Папка-передвижка с иллюстрациями «Край мой родной Якутия»;
  • Магнитная доска среднего размера с изображениями детей разных народов;
  • Тематическая папка «Якутский орнамент»;
  • Материал по ознакомлению детей с родной страной – Россией:
  • Изображения герба, флага, макет РФ;
  • Фотография Президента РФ;
  • Дидактическая игра «Наша Родина»;
  • Матрешки;
  • Предметы народного декоративно-прикладного искусства – дымковские игрушки;
  • Тематическая папка «Городецкая роспись»;
  • Тематический сборник по ФГОС «Гжель»
  • Тематический сборник по ФГОС «Хохлома»;
  • Глобус ;
  • Якутские настольные игры ;
  • Декоративные русские доски — трафареты для декоративной росписи в русском стиле .

Центр сюжетно-ролевой игры и коммуникации:

Задачи: способствовать возникновению игры; развивать умение выбирать роль, выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий; формирование коммуникативных навыков в игре; развитие речи  и творческих способностей. 

Оснащение: В центре имеются атрибуты к сюжетно – ролевым играм:

  • «Больница»,
  • «Парикмахерская»,
  • «Магазин»,
  • «Аптека»,
  • «Кафе»,
  • «Мастерская»,
  • «Почта»;
  • «Банк»;
  • Головные уборы «Моряки»; «Военные»;
  • Различные виды транспорта,
  • Наборы комнатной мебели крупного раздела;
  • Куклы,
  • Атрибуты для игры «Семья»;
  • Костюмы врача , продавца , инспектора ГИБДД .

 

 

 

 

 

 

 

 

Центр физической культуры:

Задачи:

Создать условия для занятия физическими упражнениями в группе, стимулировать желание детей заниматься двигательной деятельностью. Воспитывать у детей осознанное отношение к своему здоровью. Укрепление  здоровья , профилактика плоскостопия, профилактика простудных заболеваний.

Оснащение:

  • Кегли;                                                                      
  • Флажки;
  • Скакалки;
  • Ленточки;
  • Маленькие мячи;
  • Большие мячи;
  • Мешочки с песком ;
  • «Дорожки здоровья» с пуговицами ;
  • Султанчики;
  • Массажёры для рук ног ;
  • Иллюстрации с изображениями видов спорта;
  • Предметы дыхательной гимнастики;
  • Картотека подвижных игр;
  • Маски для подвижных игр;
  • Резиновый набор массажных ковриков для ног ;
  • Игра «Городок»;
  • Игра «Баскетбол»;
  • Игра «Твистер».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Центр изобразительного искусства:

Задачи:

Развивать интерес к разнообразной изобразительной деятельности.

Оснащение:

  • Цветные карандаши;
  • Краски;
  • Пластилин, оборудование для лепки;
  • Трафареты;
  • Фломастеры;
  • Точилки, резинки на каждого ребенка ;
  • Раскраски;
  • Альбомные листы;
  • Образцы декоративной росписи;
  • Восковые мелки;
  • Гуашь;
  • Пейзажи (по временам года);
  • Образцы поэтапного рисования предметов и животных .

 

Театральный центр:

Задачи: Ознакомление детей с различными видами театра, поэтапное освоение различных видов творчества, совершенствование артистических навыков детей .

Оснащение:

  • Настольный театр;
  • Театральная игра «Воображение»;
  • Набор «Пальчиковый театр»
  • Театр «Пяти пальцев»;
  • Театр масок. 

Центр музыкального  воспитания:

Задачи: Формировать  у  детей интерес к современной и классической музыке , развивать музыкальные и творческие способности . 

Оснащение: дидактический материал по ознакомлению детей с музыкой:

  • Наглядно-дидактическое пособие «Музыкальные инструменты»
  • Книга Е.Д. Критской «Музыка»;
  • Папка-передвижка музыкально — дидактических игр;
  • Барабаны;
  • Бубен;
  • Гармошка;
  • Дудочки;
  • Колокольчики;
  • Металлофон;
  • Детская гитара ;
  • Портреты композиторов;
  • Музыкальный проигрыватель с дисками ( детские песни , музыка ).

Книжный центр:

 Задачи: развитие познавательных и творческих способностей детей средствами детской художественной литературы;удовлетворение разнообразных литературных интересов детей.; формирование у дошкольников интереса к художественной литературе , развитие любви к книге .

Оснащение:

Произведения разных жанров:

  • Рассказы;
  • Повести;
  • Поэмы;
  • Сказки в прозе и стихах;
  • Лирические и шуточные стихи;
  • Загадки.

Произведения разной тематики:

  • детская жизнь;
  • игры, забавы,
  • игрушки, шалости;

События общественной жизни:

  • труд людей;
  • картины природы;
  • экологические проблемы ;
  • Портреты писателей и поэтов .

 

 

Центр строительных игр:

Задачи:

Развивать конструкторские навыки, развивать интерес к строительным играм из разного материала.

Оснащение: пластмассовые конструкторы с разнообразными способами крепления деталей, конструкторы «ЛЕГО» разного размера и видов, строительные наборы с деталями разных форм и размеров, кубики большие и маленькие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Центр природы:

Задачи:

Экологическое воспитание и образование детей. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, продолжать работу по углублению и обобщению знаний о живой и неживой природе .

Оснащение:

Дидактические игры:

  • «Мои домашние животные»;
  • «12 месяцев»;
  • «Животный мир земли»;
  • «Чей малыш?»;
  • «Кто где живет?»;

Наглядная информация:

  • «Дикие и домашние животные»;
  • «Фрукты и овощи»;
  • «Домашние и дикие птицы»;
  • «Ягоды»;
  • «Деревья»;

Сборники стихов и загадок :

  • «Животные»; «Времена года»
  • «Явления природы»; «Время суток»

Природный материал;

Художественная литература по ознакомлению с природой;

Поделки из природного материала;

Календарь погоды;

Оборудование по уходу за комнатными растениями.

Центр безопасности:

Задачи:

формирование у дошкольников знаний, представлений, устойчивых навыков по основам безопасности жизнедеятельности.

Оснащение :

Дидактические игры:

  • «Что такое хорошо?»;
  • «Дорога»;
  • «Мои права и обязанности»;
  • «Что можно, а что нельзя»;
  • «Сигналы светофора»;
  • Пазлы — транспорт;
  • Домино транспорт;

Наглядная информация:

  • «Транспорт»;
  • «Дорожная азбука»;
  • «Как избежать неприятностей»;
  • «Меры безопасности»;
  • «Детям об огне»;

Сборники стихов и загадок :

  • «Правила дорожного движения »;
  • «О правах ребенка»;

Другое:

  • Папки передвижки;
  • Макет дороги;
  • Дорожные знаки на подставках ;
  • Макет светофора из картона ;
  • Спец .машины;
  • Макет пожарного щита
  • Атрибуты для с.р.и :
  • «Инспектор ГИБДД»;
  • «Пожарный»;
  • Дорожные знаки.
  • Литература ;
  • Костюм спасателя .

Центр развития и ФЭМП:

Задачи:

способствовать развитию познавательной активности, логического мышления, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Оснащение :

  • математические игры и задачи;
  • развивающие игры и упражнения;
  • настольно-печатные игры по развитию математических навыков,
  • игры для развития логического мышления,
  • головоломки,
  • логические задачи,
  • развивающие книги.
  • счётные палочки ,
  • геометрические фигуры,
  • Наглядные пособия карточки цифр,
  • раздаточные пособия по математике .

 

Центр настольных игр:

Задачи:

направлен на развитие речи, логики, мышления, сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения ,ознакомлением с окружающим миром.

Оснащение :

  • » Ассоциации»
  • «Мой дом»
  • «Что откуда ,почему?»
  • «Чей малыш?»
  • «Фигуры»
  • «Часть и целое»
  • «Контуры»
  • «Кто где живет?»
  • Пазлы
  • «Мозаика»
  • «Шнуровки»
  • Домино
  • «Простоквашино»
  • Лото:
  • « Кто где живет?»
  • «Дорожные знаки»
  • «Профессии».
  • «Фрукты»
  • «На небе, земле, на море»
  • «Транспорт»
  • «Собирай-ка»
  • «Прятки»
  • «Мои домашние животные»
  • «Веселый автобус»
  • «Цифры»
  • «Логическая мозаика»
  • «Животное лото «
  • «Веселые магниты «.

 

 

 Учебно-методический комплекс, используемый в средней группе «Русалочка»

в 2019-2020 учебном году:

  1. » От рождения до школы  «. Основная образовательная программа дошкольного образования / Под редакцией Н.Е Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд,испр. И доп. – М.: МОЗАЙКА – СИНТЕЗ 2016. – 368с.
  2. В.В.Гербова » Развитие речи в детском саду «: Средняя группа.-М:Мозаика – синтез. 2016.-144с.
  3. Куцакова Л.В. « Конструирование и ручной труд в детском саду «М: Мозаика – Синтез 2014 -120с
  4. Помораева И.А. , Позина В.А. » Формирование элементарных математических представлений » Средняя группа М:Мозаика – синтез. 2016-80с
  5. Куцакова Л.В.» Конструирование из строительного материала»: Средняя группа.- М:Мозаика – синтез. 2016-64с.
  6. Соломенникова О.А.» Ознакомление с природой в детском саду» . Средняя группа М:Мозаика – синтез. 2016.-112с.
  7. Дыбина О.В. » Ознакомление с предметным и социальным окружением» . Средняя группа М:Мозаика – синтез. 2016.-80с.
  8. КомароваТ.С. » Изобразительная деятельность в детском саду». Средняя группа. — М:Мозаика – синтез. 2016.-128
  9. Примерное комплексно – тематическое планирование к программе «От рождения до школы» средняя группа /В.В. Гербова, Н.Ф. Губанова, О.В. Дыбина и др.- М:Мозаика – синтез. 2016-176с
  10. Развернутое перспективное планирование по программе под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. Средняя группа / автор.-сост. Т.И. Кандала (и др.). – Волгоград : Учитель, 2011. – 111с.
  11. Рабочая программа воспитателя : ежедневное планирование по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Средняя группа (от 4 – 5 лет) /авт. – сост. Н.Н. Гладышева ( и др.). – Изд.2-е. – Волгоград : Учитель, 2016 – 404с.
  12. 12 .Комплексные занятия по изобразительной деятельности по программе «От рождения до школы» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. Средняя группа / авс.-сост О.В. Павлова. – Волгоград : Учитель, 2016 – 195с.
  13. «Сборник подвижных игр для детей 2-7 лет» Э.Я. Степаненкова; 2011г.
  14. «Прогулки в детском саду» И.В. Кравченко, Т.Л. Долгова; 2011г.
  15. Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома. Учебно-методический комплект к программе «От рождения до школы»; 2016г.

 

Технические средства обучения:

-проектор; экран, ноутбук; аудио-техника.

Информационно-компьютерные технологии:

электронно-учебные пособия;

— развивающие игры;

— развивающие компьютерные программы;

— использование компьютера  для ведения документации.

Наглядно-методические пособия:

— Рабочие тетради:

— Плакаты: геометрические фигуры; правильная осанка, правила соблюдения гигиены; деревья, кустарники; насекомые, животные севера;

— Серии картинок (предметный мир, мир природы, насекомые, животные жарких стран, домашние животные, транспорт, растения, цветы, игрушки, мебель, росписи);

— Портреты композиторов; картинки по сказкам; силуэты животных.

Раздаточный материал:

Цифры, буквы, наборы математических знаков, счетные палочки, картинки, линейки, геометрические фигуры, фишки для звуко-буквенного анализа слов по обучению грамоте.