Консультация логопеда

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На страничке «Консультация логопеда»

Вас приветствует

учитель-логопед высшей квалификационной категории

Кулагина Нина Степановна

 

 

 

Материал для скачивания

  1. Презентация кабинета логопедического пункта Д/С №77 «Сказка»
  2. Консультация для родителей «Развитие речи малышей», возраст 3-4 года (презентация)
  3. Консультация для родителей «Речевая азбука», возраст 4-5 лет (презентация)
  4. Консультация для родителей «Советы логопеда перед школой», возраст 6-7 лет (презентация)
  5. Советы для родителей по домашним занятиям с ребенком «Мой ребенок зачислен в логопедический пункт»
  6. Современные методики по подготовке ребенка к школе «Развитие речи дошкольников» (презентация)
  7. Совместная работа с родителями по профилактике речевых нарушений, проект «Рука в руке» (презентация)
  8. Практические приемы для родителей по эффективному развитию ребенка «Движение и речь» 
  9. Информация для родителей и педагогов о проблемах в поведении детей, причины и пути решения «Нарушения поведения детей»
  10. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЛОГОПУНКТА 

 

 

Консультация логопеда  о речевом развитии детей

«РЕЧЕВАЯ АЗБУКА»

Здравствуйте, уважаемые родители, ваш малыш уже пошел в детский сад, здесь он каждый день учится чему-то новому, развивается, становится более самостоятельным. Однако, вы, родители, всегда будете для своего ребенка самыми главными людьми в его жизни. Именно в дошкольном детстве ребенку с каждым годом нужно еще больше родительского внимания, любви и участия в его воспитании.

Каждому родителю важно знать и понимать особенности развития своего малыша в соответствии с общепринятыми нормами. Об этом мы сейчас и поговорим.

Речь не является врожденной способностью, она формируется под влиянием речи взрослых, и в огромной степени зависит от нормального речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни. Речь развивается параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития. Овладение речевыми навыками – сложный процесс, который протекает по-своему у каждого малыша. Он включает в себя формирование разговорной речи, понимание обращенных слов, выражение собственных мыслей, эмоций, желаний средствами языка.

Сегодня мы поговорим о том, какие этапы речевого развития существуют, а также узнаем нормативные сроки, соответствующие каждому возрастному периоду. Роль речи в психологическом развитии ребенка сложно переоценить. Вот почему явные речевые нарушения приводят к ряду негативных последствий:

  • у малыша замедляется формирование познавательных процессов;
  • развиваются черты характера, мешающие общению с окружающими (замкнутость, нерешительность, а может быть наоборот – ребенок может проявлять агрессию и гиперактивность), у ребенка может формироваться низкая самооценка;
  • в старшем дошкольном возрасте появляются сложности с усвоением первичных учебных умений и навыков.

Чтобы снизить риск появления подобных нарушений, важно знать последовательность усвоения детьми правил родного языка и нормы формирования речевых умений.

В 3 года малыши:

  • обладают активным словарным запасом из 1000 слов, обычно это глаголы и существительные, начинают применять множественное число существительных;
  • знают основные части тела и могут их показать и назвать;
  • используют союзы «если», «когда», «потому что»;
  • называют свой пол, имя и возраст;
  • понимают рассказанные им небольшие сказки и стихи;
  • понимают простые вопросы, отвечают на них чаще односложно.

В 4 года дети:

  • используют в речи до 2000 слов;
  • меньше сокращают, переставляют и пропускают слова;
  • отвечают на вопросы, пересказывают хорошо знакомые рассказы и сказки;
  • иногда неверно произносят шипящие и свистящие звуки;
  • задают множество вопросов – как простых, так и довольно неожиданных;
  • в речи активно используют сложносочиненные и сложноподчиненные предложениями –  «Я стукнул Колю, потому что он забрал машинку».

В 5 лет ребенок:

  • расширяет свой словарь до 2500-3000 слов;
  • может составить рассказ по картинке;
  • применяет обобщающие понятия (цветы, дикие животные, обувь, транспорт и т.д.);
  • использует в предложениях все части речи;
  • разговаривает в пределах нормы родного языка, хотя встречаются и ошибки при ударении, при склонении существительных;
  • чисто произносит все звуки, определяя гласные и согласные, твердые и мягкие.

В 6-7 лет дошкольники:

  • используют в речи от 3500 слов;
  • разговаривают образными выражениями, метафорами («радужная улыбка», «мамино счастье»);
  • склоняют все члены предложения по роду, падежу и числу;
  • любят и охотно рассказывают сказки, сочиняют истории, отвечают на вопросы.

Если вы отметили, что речевое развитие вашего ребенка значительно отстает от примерных ориентиров нормального формирования речи, обязательно обратитесь за помощью к специалисту.

Также вас должно насторожить, если ребенок:

  • в трехмесячном возрасте не поворачивается, когда к нему обращается мама или папа;
  • в полгода не реагирует на интонационно окрашенную речь, не оборачивается к источнику звука, в лепете отсутствуют звуки «м, б, п»;
  • в годик не понимает слова, которые взрослые часто употребляют в речи, не реагирует на собственное имя, для привлечения маминого внимания использует лишь плач;
  • в два года не показывает на картинке кошку, зайчика, медвежонка, не понимает самых простых вопросов;
  • в трехгодовалом возрасте не может выполнить двухсоставную инструкцию («Возьми бутылочку и принеси мне»), не называет известные ему вещи;
  • в четыре года не в состоянии ответить на простейшие вопросы, неправильно произносит большинство звуков, говорит короткими предложениями.

    «Золотая серединка»

    Вот к чему нужно стремиться в развитии ребенка, мы с вами стремимся к норме.

    Присмотритесь к малышу. Отличается ли он от сверстников?

    Не перегружайте его информацией, не ускоряйте его развитие.

    Пока ребенок не овладел родным языком, рано изучать иностранный язык.

    Общайтесь и играйте со своим ребенком, старайтесь быть ему другом, не давите своим авторитетом.

    Ваша забота, родительская любовь, а главное ответственность за малыша проявляются в том, чтобы помочь ребенку быть уверенным и успешным. Если необходимо, то родителям нужно как можно раньше обратиться к специалистам и поддержать своего малыша.

 

 

Консультация логопеда для родителей

«Причины и виды речевых нарушений»

Часто при консультировании родители задают вопросы о причинах возникновения речевой патологии. Причиной речевого нарушения могут быть:

  • увеличение числа патологий беременности;
  • наследственная предрасположенность, генетические аномалии;
  • неблагоприятные роды и их последствия (родовые травмы);
  • заболевания, перенесенные ребенком в первые годы жизни;
  • ребенок общается с людьми с нарушениями речи;
  • малыш растет в неблагоприятных социально-бытовых условиях;
  • ребенок перенес стресс или испуг.
  • особенности региона по йодо- и фторо-дефицитности;
  • ухудшение экологической обстановки.

«Причины речевых нарушений» — информация для родителей (скачать)

В последнее время в дошкольном воспитании актуальными стали вопросы оказания специализированной логопедической помощи детям дошкольного возраста. Статистика показывает, что в настоящее время наблюдается увеличение количества детей с дефектами речи. В связи с этим возрастает необходимость совместной работы логопедов и воспитателей детских садов и родителей, по предупреждению речевых нарушений.

Хотелось бы отдельно остановиться на социальных причинах появления речевых нарушений. Прежде всего, следует отметить, снижение уровня языковой культуры общества в целом. Наши дети, зачастую слышат вокруг себя не только неправильно оформленную речь, но и далеко не литературные выражения. В некоторых случаях оставляет желать лучшего содержание и речевое оформление программ телевидения и интернета.

Неправильное речевое окружение и воспитание так же может являться причиной возникновения у детей дефектов речи (по типу искажения). При таком положении вещей маленький ребенок не в состоянии воспринять языковую норму родного языка, артикуляционные уклады звуков слышимой речи, у него формируется неправильное или неточное восприятие речевых звуков. А это, в свою очередь, приводит к появлению дефектов звукопроизношения.

Нарушения звуковой культуры речи, возникшие в дошкольном возрасте, в дальнейшем могут повлечь за собой ряд вторичных нарушений речи: недоразвитие фонематического слуха, задержанное формирование навыков звукового, слогового и буквенного анализа слов, обеднение словаря ребенка, нарушение грамматического строя родной речи. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка в целом. Поэтому так важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание ее чистоте и правильности.

Логопедическая работа в детском саду включает в себя несколько направлений. Это и преодоление имеющихся нарушений речи у детей, и предупреждение возможных вторичных нарушений речи, и профилактика (пропедевтика) речевых нарушений до их возникновения, и совершенствование разных сторон и качеств речи при отсутствии нарушений, и параллельная коррекция и доразвитие других психических функций, таких как слухоречевое и зрительное внимание, зрительная и речевая память, словесно-логическое мышление. Зачастую, вся логопедическая работа воспринимается только как некие действия, прямо направленные на ликвидацию неправильного произношения у детей.

По мнению многих специалистов, начало целенаправленной работы по формированию правильного звукопроизношения уже с трехлетнего возраста помогает предотвратить появление многих нарушений речи, а зачастую выявить у детей данного возраста другие, более сложные речевые патологии, что способствует их ранней коррекции.

На логопедический пункт зачисляются дети

с несложными речевыми нарушениями:

  • фонетико-фонематическое недоразвитие речи (у детей с дислалией, дизартрией или стертой формой дизартрии) – ФФНР;
  • нарушение произношения отдельных звуков (у детей с дислалией, дизартрией или стертой формой дизартрии) – ФНР.
  • НВОНР – нерезко выраженное общее недоразвитие речи или ОНР четвертого уровня (у детей с дизартрией или стертой формой дизартрии).

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем у детей с нормальным слухом и интеллектом.

У детей, имеющих ФФНР:

  • один и тот же звук может служить заменителем двух или более звуков;
  • сложные звуки заменяются простыми;
  • наблюдается неустойчивое употребление целого ряда звуков в различных словах.

При коррекции ФФНР логопедическая работа ведется в следующих направлениях:

  • Формирование произносительных навыков;
  • Развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза;
  • Развитие внимания к морфологическому составу слов, изменению слов и сочетаний их в предложении;
  • Воспитание умения правильно составлять простые распространенные и сложные предложения;
  • Развитие связной речи путем работы с рассказом,  пересказом;
  • Развитие словаря путем привлечения внимания к способам словообразования

Нерезко выраженное общее недоразвитие речи (НВОНР) – это речевое расстройство, при котором нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики).

НВОНР – это нарушение комбинированное. Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на развитие высших психических функций. У детей отмечается неустойчивость внимания, трудности его распределения, снижение памяти и продуктивности запоминания, отстаёт в развитии словесно-логическое мышление. Без специального обучения дети с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. Отмечаются и нарушения в двигательной сфере.

Рекомендации родителям по коррекции НВОНР у ребенка:

  • Систематически заниматься с ребенком по заданиям учителя-логопеда, педагога-психолога;
  • Выполнять назначения невролога;
  • Способствовать развитию двигательной сферы ребенка;
  • Способствовать развитию мелкой моторики рук;
  • Способствовать всех основных психических процессов посредством детских настольных игр, лото.

Дизартрия  это нарушение произносительной стороны речи, возникающее вследствие органического поражения центральной нервной системы. 
Основным отличительным признаком дизартрии от других нарушений произношения является то, что в этом случае страдает не произношение отдельных звуков, а вся произносительная сторона речи.

У детей-дизартриков отмечается ограниченная подвижность речевой и мимической мускулатуры. Речь такого ребенка характеризуется нечетким, смазанным звукопроизношением; голос у него тихий, слабый, а иногда, наоборот, резкий; ритм дыхания нарушен; речь теряет свою плавность, темп речи может быть ускоренным или замедленным. В детских садах и школах общего типа могут находиться дети с легкими степенями дизартрии (другие названия: стертая форма, дизартрический компонент).

 

 

Консультация логопеда для родителей

«Логопедические занятия с ребёнком»

Цель: познакомить родителей с целями и задачами коррекционной работы с детьми, в условиях домашних занятий; дать представление об алгоритме выполнения домашнего задания, которое пишет логопед после каждого занятия с ребенком, в условиях логопедического пункта.

Основные задачи в домашних занятиях по развитию речи:

  • формирование и развитие фонематического слуха у детей с нарушениями речи;
  • коррекция нарушений звуковосприятия и звукопроизношения;
  • своевременное предупреждение и преодоление трудностей речевого развития;
  • привитие детям навыков коммуникативного общения;
  • решение задач социального и речевого развития.

Обучение ребенка проводится по разным направлениям:

  • развитие моторики (общей, мелкой, артикуляционной),
  • исправление звукопроизношения,
  • формирование ритмико-мелодической стороны речи и совершенствование дикции.

Чтобы у ребенка выработались прочные навыки во всей двигательной сфере, требуется длительное время и использование разнообразных форм и приемов обучения. Для быстрейшего достижения результатов работа должна проводиться совместно с логопедом, в некоторых случаях необходимы также консультации врача-невролога и специалиста по лечебной физкультуре.      

Диагностика, коррекция и профилактика должны рассматриваться не только в отношении речевых дефектов ребёнка, но и связанных с ними недостатков развития психических функций (внимание, память, мышление). Важным моментом является направленное развитие произвольности всех психических процессов ребенка.
Логопедическое воздействие осуществляется поэтапно:

Подготовительный этап. Цель этого этапа – подготовка к правильному восприятию и воспроизведению звука. На этом этапе работа идет одновременно по нескольким направлениям:

– формирование точных движений органов артикуляционного аппарата; 
– формирование направленной воздушной струи; 
– развитие мелкой моторики рук; 
– развитие фонематического слуха; 
– отработка опорных звуков. 

Этап постановки звука. Цель этого этапа – добиться правильного звучания изолированного звука. Для того, чтобы отработать произношение изолированного звука нам нужно объединить отработанные на подготовительном этапе движения и положения органов артикуляционного аппарата и создать артикуляционную базу данного звука, добавить воздушную струю и голос (если он необходим). К следующему этапу – автоматизации звука переходят только тогда, когда ребенок может легко, без предварительной подготовки, без поиска нужной артикуляции произнести поставленный звук (но не звукоподражание).

Этап автоматизации звука. Цель данного этапа – добиться правильного произношения звука во фразовой речи, то есть в обычной. На этом этапе постепенно, последовательно поставленный звук вводится в слоги, слова, предложения (стихи, рассказы) и в самостоятельную речь ребенка.

 Этап дифференциации. Иногда оказывается, что в процессе автоматизации ребенок начинает свободно включать в спонтанную речь поставленный звук. И если он не смешивает его с другим звуком (зачастую с тем, на который заменял его до начала коррекционной работы), то нет необходимости в последующей работе над ним. В логопедической практике часто встречаются случаи, когда требуется дальнейшее продолжение работы над звуком по его разграничению с другими звуками, то есть дифференциации.

            Родителям детей со сложными нарушениями речи учитель-логопед даёт рекомендации о прохождении ребенком ПМПк ДОУ, который решает вопрос о переводе ребёнка в логопедическую группу, или встает вопрос о дополнительных коррекционно-развивающих занятиях, с целью максимального эффекта в работе по коррекции речевых нарушений, чтобы исключить возникновение стойких специфических трудностей при освоении навыков письма и чтения. 

Практика показывает, что для полноценного речевого развития дошкольников необходимо тесное взаимодействие с родителями детей, посещающих детский сад. Труд родителей по преодолению нарушений речи у детей незаменим. 

Для успешного исправления речи детей родителям необходимо:

  • выполнять все рекомендации логопеда;
  • выполнять лечение, назначенное неврологом;
  • обеспечивать регулярное посещение ребенком логопедических занятий;
  • выполнять с ребенком домашние задания (выдаются 2 раза в неделю);
  • осуществлять контроль за речью ребенка.

А если «пустить на самотек», то у ребенка в школе возникнут проблемы:

  • ошибки на письме и при чтении;
  • снижение самооценки;
  • конфликты с учителями, родителями, одноклассниками.

 

памятка по домашним занятиям с ребенком (информация для скачивания)