ТЕЗИСЫ  ДОКЛАДА  » Досуговая деятельность как фактор социализации детей с речевыми нарушениями «

ТЕЗИСЫ  ДОКЛАДА

  «Досуговая деятельность,  как фактор социализации детей с речевыми нарушениями»

     Образовательно-воспитательный потенциал культурно-досуговой деятельности велик: при педагогически правильной организации она обеспечивает ребенку приобщение к культуре, прежде всего к художественно-творческой деятельности; развитию творческого мышления; совершенствованию интеллектуальных, художественных и специальных возможностей; расширению общего кругозора; овладению опытом самореализации в совместной творческой деятельности, культурой общения и поведения; и самое главное – развитию речи детей.

Вся досуговая деятельность способствует формированию у детей своего культурного «Я», осмыслению досуга как личной и социальной ценности, осознанию своего существования в рамках свободного времени, определению степени и форм участия в нем.

При проведении досуговых мероприятий мы стараемся превращать их в настоящую «зону радости» — золотой фонд совместной жизни ребенка вместе с педагогами и родителями.

Но как же влияет досуговая деятельность на детей с речевыми нарушениями? В связи с этим вопросом становится очевидным исследование проблемы формирования личности детей с речевыми нарушениями и процесса их социализации через досуговую деятельность.

  Актуальность проблемы и ее слабая разработанность в педагогической теории определили выбор темы нашего исследования: «Досуговая деятельность как фактор социализации детей с речевыми нарушениями».

Объект исследования – процесс социализации детей с речевыми нарушениями средствами досуговой деятельности.

Предмет исследования – педагогические условия, способствующие эффективной социализации детей с речевыми нарушениями средствами досуговой деятельности.

Цель исследования —  выявление педагогических условий организации и проведения досуговых мероприятий, обеспечивающих эффективную социализацию детей с речевыми нарушениями.

 поставлены задачи исследования:

     В основу исследовательской работы положена гипотеза, согласно которой процесс социализации детей с речевыми нарушениями может быть более эффективным, если:

— проводится диагностика и учет индивидуально-личностных  особенностей у детей с речевыми нарушениями при организации досуга;

— осуществляется систематическая и комплексная работа по организации досуговых форм для детей с речевыми нарушениями;

— реализуются индивидуальный и дифференцированный подходы в разработке и проведении досуговых форм для воспитанников детского сада .Опытно-экспериментальная работа предусматривала три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный этап обобщения полученных результатов. Каждому этапу соответствовали определенные цель, задачи и направления исследования.

         На констатирующем этапе реализовалась основная цель – определение педагогических условий для обеспечения социализации личности ребенка с речевыми нарушениями через досуговую деятельность.

На данном этапе эксперимента использовались следующие методы исследования: беседа, создание педагогических ситуаций в виде игр, наблюдение, анкетирование для родителей, тестирование, диагностика.  Родителям детей была предложена анкета «Мое свободное время». По результатам анкетирования было выявлено, что многие дети с речевыми нарушениями не умеют и не знают как распоряжаться своим свободным временем, не умеют его планировать, также имеют слабое представление о разнообразии досуговых форм, праздников, не знают народных традиций, проявляется равнодушие к досуговой деятельности.

            Помимо анкетирования на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы мы проводили беседы с родителями о том, как организован досуг детей, также использовалось включенное и стандартизированное наблюдение.На основе использованных методов мы диагностировали досуг детей и выявили три уровня сформированности их досуговой деятельности: высокий, средний и низкий.

            Мы разделили детей на три экспериментальные группы. Первую группу – 8 детей (33%), составили воспитанники с низким уровнем сформированности досуговой деятельности; вторую группу – 12 детей (50%) – средний уровень; третью группу – 4 ребенка (17%) – высокий уровень.составили поэтапно-перспективный план работы на три года по теме исследования.

Осуществление формирующего этапа эксперимента предусматривало ряд направлений и задач: уточнение и реализация педагогических условий социализации детей с речевыми нарушениями, активизация потребностей и интересов в досуговой деятельности у детей с речевыми нарушениями, совершенствование содержания социально-досуговых программ для детей с речевыми нарушениями и их реализация. Мы старались обратить внимание детей к изучению своего «я» и развитие самоанализа в становлении позитивной самооценки и осознании целей, интересов, склонностей, поскольку дальнейшее формирование именно этих личностных сфер составляет социальную значимость развития в жизненном самоопределении детей, необходимо достичь понимания ребенком, что наличие позитивного, содержательного, перспективного поля будущего есть обязательное условие достижения желаемого образа жизни. Вместе с тем, это необходимое, но не достаточное условие. Следующий этап работы заключается в формировании у детей устойчивых внутренних мотивов для получения помощи в составлении жизненного плана.

Таким образом, использованные нами методы педагогического исследования позволили выявить и дифференцировать ценностные  ориентации, мотивы и индивидуальные особенности учащихся, которые помогли в реализации программы опытно-экспериментальной работы.

Реализация эффективного процесса социализации детей с речевыми нарушениями средствами досуговой деятельности осуществляли через систему бесед, лекций, социально-досуговых и развлекательных мероприятий, работу с родителями, через активизацию участников эксперимента в социально-досуговой деятельности, практические занятия, собеседования, консультации и другие формы работы.

На формирующем этапе экспериментальной работы мы использовали три основных направления комплекса досуговых средств:

  • Физкультурно-оздоровительная работа
  • Декоративно-прикладное искусство и техническое творчество (включающее трудовое воспитание и социально-бытовую ориентацию)
  • Художественно-эстетическая работа

Рассмотрим направления нашей работы. В ходе формирующего этапа опытно-экспериментальной работы было использовано приобщение детей к физкультурно-оздоровительной работе. Особенностью физкультурно-оздоровительного направления были – создание условий для гармонического развития ребенка, укрепление здоровья, создание интереса к спорту. Мы старались, что бы дети через это направление нашей работы стали гармонично сочетать в своей жизни увлечение спортом и ведение здорового образа жизни.

Мы проводили физкультурные развлечения и досуги, подвижные игры, разучивали новые физ. минутки, знакомили детей с различными видами спорта. Помимо этих мероприятий мы проводили тематические беседы, консультации, практические занятия по физкультурно-оздоровительному направлению.

Следующее направление досуговой деятельности было связано с ознакомлением детей с декоративно-прикладным искусством и техническим творчеством. Также форма общения с миром декоративно-прикладного искусства и технического творчества дает эстетическое наслаждение и способствует пробуждению у детей интереса к истории своего народа, Родины, искусству, обогащает духовно и нравственно. Здесь досуговая деятельность органично смыкается с социальной и трудовой реабилитацией.

Третье направление нашей работы мы осуществляли через художественно-эстетическую работу.

Музыкальные занятия проводились совместно с музыкальным руководителем и были направлены на коррекцию эмоционально развития детей и различных психических процессов. Чаще всего – эти занятия импровизации, которые дают возможность свободно изменить сюжетную линию, ориентируясь на цели и задачи, которые мы ставили перед собой в работе с каждой конкретной группой детей.

В процессе этих занятий решали следующие задачи:

  • развитие эмоционального общения детей друг с другом и со взрослыми;
  • обучение речевым и неречевым средствам общения;
  • обучения выражения своих чувств и настроений;
  • формирование умений нравственного поведения;
  • обучение простейшим импровизациям;
  • развитие пространственно-временной ориентации.

Занятия могут быть объединены сюжетной линией. Однако, независимо от их содержания они включают ряд постоянных элементов:

— игры и упражнения на закрепление знаний об окружающем мире;

— упражнение на релаксацию;

— упражнение на развитие дыхания;

— ритмические упражнения;

— пантомимические упражнения, театрализованные действия.

За время экспериментальной работы в детском саду мы проводили многие разнообразные тематические мероприятия. Нами был разработан сценарный материал к досуговым программам, таким как: «Путешествие на воздушном шаре в страну математики», «Планета Земля!», экологическая игра «Кто, Где, Когда», «Путешествие по сказке», «Апрельская юморина», «В здоровом теле – здоровый дух», «КВН» и другие.

Также дети вместе с родителями совершили выходы в театры, музеи, в цирк, на концерты и выставки, были проведены различные экскурсии.

Опытно-экпериментальная работа, проведенная нами в детском саду, позволила сделать вывод о высокой эффективности и неограниченных возможностях досуговой деятельности. Программа способствовала развитию у детей творческой деятельности, освоение детьми традиционной культуры своего народа, знанию природы родного края, календарно-обрядовых праздников, родной речи, танцевального и музыкального искусства, своевременному выявлению и поддержке юных талантов.

Опытно-эксперименталная работа показала, что досуговая деятельность существенно влияет на развитие интеллектуальных, коммуникативных и речевых способностей детей, что проявилось в совершенствовании у них способности предвидеть и анализировать процесс деятельности и ее результаты, в творческом отношении к межличностному общению, в выражении своих чувств и переживаний, в восприятии музыкального, художественного искусства, прикладного творчества.

На заключительном контрольном этапе опытно-экспериментальной работы было проведено тестирование экспериментальной группы, результаты которого позволили установить эффективность этого процесса.

Если на констатирующем этапе группы детей были распределены так: высокий уровень – 4 ребенка, средний – 12 детей, низкий – 8 детей, то на контрольном этапе, после проведения опытно-экспериментальной работы, группы выглядят следующим образом: высокий уровень – 9 детей (37%), средний – 14 детей (60%), низкий – 1 ребенок (3%) . 

На основании вышеизложенного необходимо сделать вывод о том, что перспективы развития детей расширились, в ходе эксперимента установлено, что существует взаимосвязь, взаимовлияние социализации с разнообразием досуговых форм.

 

2019г. Опубликовано на сайте «Солнечный свет»  Международная онлайн конференция.