Проект «Играем-речь развиваем»

Проект на тему: «Играем – речь развиваем»Пособия и игры

Автор проекта: Хисмутова О.С., учитель-логопед

Руководитель проекта: Прокопьева Т.В., старший воспитатель

Участники проекта: родители и дети группы компенсирующей направленности «Цветик-семицветик», педагоги и специалисты ДОУ.

Вид проекта: познавательно-речевой,

Срок реализации: долгосрочный, ежегодный.

Аннотация проекта:

Актуальность. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры, т.е. социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования. Среди которых речь, занимает одно из центральных мест, как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребёнок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания. Для достижения целевых ориентиров необходима систематическая профилактика и коррекция речевых нарушений у детей. Но информационная плотность дошкольной ступени обучения детей и подготовка их к школе столь велика, что накладывает на учителя-логопеда комплекс сложных задач и поиска таких форм и методов работы по исправлению речевых нарушений, которые были бы эффективны, но не перегружали бы ребёнка. Такой формой может быть только игра. Игровой метод — это основной метод работы с детьми. Во время игр дети овладевают навыками и умениями правильной речи, а также другими видами деятельности. Игра делает сам процесс обучения эмоциональным и действенным. В игровой форме сложные и, порой, малоинтересные логопедические упражнения становятся для ребёнка увлекательным заданием.

 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования к основным видам деятельности детей относит игру и общение, и следовательно, игровое обучение есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности ребёнка. 

Цель: Формирование чёткой, грамматически правильной связной речи детей дошкольного возраста с ТНР с помощью дидактических игр и пособий.

Задачи:

  • Познакомить детей с традиционными и нетрадиционными игровыми методами;
  • Использовать современные игровые технологии в процессе обучения на индивидуальных и групповых логопедических занятиях;
  • Совершенствовать предметно-развивающую среду;
  • Повышать мотивацию, интерес у детей к логопедическим занятиям с помощью игр и игровых упражнений;
  • Систематизировать знания педагогов и родителей в использовании игровых методов на занятиях;
  • Распространить опыт работы через активные формы работы: интернет-ресурсы, СМИ, обобщение опыта и т.п.

Краткое содержание проекта:

1 этап – организационный:

  • Изучение методической литературы, подбор игр и игровых методов;
  • Подбор методического материала по данной теме;
  • Анкетирование родителей «Любимые игры моего ребёнка»;
  • Консультации для педагогов ДОУ «Роль игры в коррекционно-образовательном процессе».

 2 этап- практический:

  • Поиск идей для создания дидактических пособий и игр;
  • Формирование содержания, описание пособий;
  • Подбор необходимого материала, цифровых элементов;
  • Оформление пособий и игр.
  • Внедрение новых методических разработок в коррекционно-образовательный процесс;
  • Обзор и рекомендация новых игр и пособий для воспитателей и педагогов ДОУ;
  • Обзор и рекомендация новых игр и пособий для родителей, мастер-класс;
  •  Распространение опыта на семинарах, открытых занятиях, мастер-классах и т.п.

3 этап – заключительный:

  • Подведение итогов реализации проекта на педсовете;
  • Оценка эффективности методических разработок;
  • Участие в конкурсах, распространение опыта.

План работа по проекту «Играем-речь развиваем»

Мероприятия Участники Сроки
1 этап. Организационный
1 Анкетирование и опрос родителей. Родители, воспитатели, учитель-логопед. Сентябрь
2 Анализ анкет. Учитель-логопед. Сентябрь
2 этап. Практический
Составление плана работы по проекту «Играем-речь развиваем» на учебный год. Учитель-логопед Сентябрь
4 Подбор и изготовление пособий, игр и обучающего материала. Внедрение новых методических разработок в коррекционно-образовательный процесс. Учитель-логопед

 

Октябрь
5 Проведение консультаций для родителей и педагогов по дидактическим играм и пособиям. Учитель-логопед

 

В течение года
6 Обмен опытом на МО сектора логопедов и в СИО. Учитель-логопед, родители, педагоги ДОУ В течение года
7 Участие на городском семинаре учителе-логопедов.

Распространение опыта, участие в мастер-классах и т.д.

Учитель-логопед, родители, педагоги ДОУ

 

В течение года
3 этап. Заключительный
8 Оценка эффективности методических разработок. Учитель – логопед. Апрель-май
        9 Подведение итогов реализации проекта на педсовете. Учитель-логопед, воспитатели, педагоги ДОУ Май

Результативность проекта:

В результате применения игровых технологий у детей повысились практически все показатели параметров диагностики речи, а это значит, что коррекция речи детей проходило гармонично:

— Дети более успешно овладевают грамотной и связной речью;

— Улучшилось звукопроизношение и слоговая структура слова;

— Правильнее употребляют лексико-грамматические категории;

— Быстрее выполняют задания на фонематический слух и восприятие;

— У детей развивается мелкая, общая и артикуляционная моторика, координация движений;

— Расширяется словарный запас;

— Появился интерес к занятиям, доброжелательное отношение к взрослым и друг к другу;

Результаты проведенного исследования позволяют сделать следующий вывод, что игры, подобранные для реализации проекта, могут быть использованы для развития речи детей, и повысить их мотивацию в обучении и восприятии предложенного материала. Осознанное включение родителей в совместный с учителем-логопедом коррекционный процесс позволило значительно повысить эффективность совместной работы.