Проект «Играем-речь развиваем»
Проект на тему: «Играем – речь развиваем»Пособия и игры
Автор проекта: Хисмутова О.С., учитель-логопед
Руководитель проекта: Прокопьева Т.В., старший воспитатель
Участники проекта: родители и дети группы компенсирующей направленности «Цветик-семицветик», педагоги и специалисты ДОУ.
Вид проекта: познавательно-речевой,
Срок реализации: долгосрочный, ежегодный.
Аннотация проекта:
Актуальность. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры, т.е. социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования. Среди которых речь, занимает одно из центральных мест, как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребёнок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания. Для достижения целевых ориентиров необходима систематическая профилактика и коррекция речевых нарушений у детей. Но информационная плотность дошкольной ступени обучения детей и подготовка их к школе столь велика, что накладывает на учителя-логопеда комплекс сложных задач и поиска таких форм и методов работы по исправлению речевых нарушений, которые были бы эффективны, но не перегружали бы ребёнка. Такой формой может быть только игра. Игровой метод — это основной метод работы с детьми. Во время игр дети овладевают навыками и умениями правильной речи, а также другими видами деятельности. Игра делает сам процесс обучения эмоциональным и действенным. В игровой форме сложные и, порой, малоинтересные логопедические упражнения становятся для ребёнка увлекательным заданием.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования к основным видам деятельности детей относит игру и общение, и следовательно, игровое обучение есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности ребёнка.
Цель: Формирование чёткой, грамматически правильной связной речи детей дошкольного возраста с ТНР с помощью дидактических игр и пособий.
Задачи:
- Познакомить детей с традиционными и нетрадиционными игровыми методами;
- Использовать современные игровые технологии в процессе обучения на индивидуальных и групповых логопедических занятиях;
- Совершенствовать предметно-развивающую среду;
- Повышать мотивацию, интерес у детей к логопедическим занятиям с помощью игр и игровых упражнений;
- Систематизировать знания педагогов и родителей в использовании игровых методов на занятиях;
- Распространить опыт работы через активные формы работы: интернет-ресурсы, СМИ, обобщение опыта и т.п.
Краткое содержание проекта:
1 этап – организационный:
- Изучение методической литературы, подбор игр и игровых методов;
- Подбор методического материала по данной теме;
- Анкетирование родителей «Любимые игры моего ребёнка»;
- Консультации для педагогов ДОУ «Роль игры в коррекционно-образовательном процессе».
2 этап- практический:
- Поиск идей для создания дидактических пособий и игр;
- Формирование содержания, описание пособий;
- Подбор необходимого материала, цифровых элементов;
- Оформление пособий и игр.
- Внедрение новых методических разработок в коррекционно-образовательный процесс;
- Обзор и рекомендация новых игр и пособий для воспитателей и педагогов ДОУ;
- Обзор и рекомендация новых игр и пособий для родителей, мастер-класс;
- Распространение опыта на семинарах, открытых занятиях, мастер-классах и т.п.
3 этап – заключительный:
- Подведение итогов реализации проекта на педсовете;
- Оценка эффективности методических разработок;
- Участие в конкурсах, распространение опыта.
План работа по проекту «Играем-речь развиваем»
№ | Мероприятия | Участники | Сроки |
1 этап. Организационный | |||
1 | Анкетирование и опрос родителей. | Родители, воспитатели, учитель-логопед. | Сентябрь |
2 | Анализ анкет. | Учитель-логопед. | Сентябрь |
2 этап. Практический | |||
3 | Составление плана работы по проекту «Играем-речь развиваем» на учебный год. | Учитель-логопед | Сентябрь |
4 | Подбор и изготовление пособий, игр и обучающего материала. Внедрение новых методических разработок в коррекционно-образовательный процесс. | Учитель-логопед
|
Октябрь |
5 | Проведение консультаций для родителей и педагогов по дидактическим играм и пособиям. | Учитель-логопед
|
В течение года |
6 | Обмен опытом на МО сектора логопедов и в СИО. | Учитель-логопед, родители, педагоги ДОУ | В течение года |
7 | Участие на городском семинаре учителе-логопедов.
Распространение опыта, участие в мастер-классах и т.д. |
Учитель-логопед, родители, педагоги ДОУ
|
В течение года |
3 этап. Заключительный | |||
8 | Оценка эффективности методических разработок. | Учитель – логопед. | Апрель-май |
9 | Подведение итогов реализации проекта на педсовете. | Учитель-логопед, воспитатели, педагоги ДОУ | Май |
Результативность проекта:
В результате применения игровых технологий у детей повысились практически все показатели параметров диагностики речи, а это значит, что коррекция речи детей проходило гармонично:
— Дети более успешно овладевают грамотной и связной речью;
— Улучшилось звукопроизношение и слоговая структура слова;
— Правильнее употребляют лексико-грамматические категории;
— Быстрее выполняют задания на фонематический слух и восприятие;
— У детей развивается мелкая, общая и артикуляционная моторика, координация движений;
— Расширяется словарный запас;
— Появился интерес к занятиям, доброжелательное отношение к взрослым и друг к другу;
Результаты проведенного исследования позволяют сделать следующий вывод, что игры, подобранные для реализации проекта, могут быть использованы для развития речи детей, и повысить их мотивацию в обучении и восприятии предложенного материала. Осознанное включение родителей в совместный с учителем-логопедом коррекционный процесс позволило значительно повысить эффективность совместной работы.