Развитие мелкой моторики в детском саду и дома
Очень часто родители слышат выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о координации «рука-глаз», т. к. развитие мелких движений рук происходит под контролем зрения.
Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка? Развитие мелкой моторики рук очень важно для полноценного развития ребенка. Дело в том, что в головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движения пальцев расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за речь. Особенно это важно для детей с задержкой речевого развития. И, кроме того, в дальнейшем эти навыки ребенку потребуются для использования движений, чтобы рисовать, писать, застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.
Развитие моторики рук – это одно из простых и эффективных развивающих занятий, которые можно проводить с ребенком дома.
«Варим обед»
1 вариант. Смешиваем два вида крупы. Даем две мисочки и перебираем крупу.
2 вариант. Берем 2 мисочки, в одну насыпаем крупу. Ребенку даем ложку и предлагаем пересыпать крупу из одной миски в другую.
«Бусы для мамы»
Если у вас есть большие бусины с большим отверстием, то за несколько минут ваш ребенок сделает замечательные бусы для мамы, нанизывая их на шнурочек. Если же в доме нет бусин, то их можно заменить макаронами, кольцами от пирамидок, катушки от ниток, а также нарезать на части старые ненужные фломастеры с пластмассовым корпусом. Получаются разноцветные «трубочки», которые можно нанизывать на шнурок как бусы.
«Крупяные ванночки»
Отличный эффект дают крупяные «ванночки». Насыпаем в кастрюльку или большую миску, прячем небольшие предметы, игрушки из «киндер-сюрпризов». Задача ребенка – найти и вытащить игрушки.
«Маленький художник»
На ярком подносе тонким равномерным слоем рассыпать мелкую крупу (манка, пшено) или соль. Соль можно предварительно окрасить в яркий цвет. Провести пальчиком ребенка по крупе. Затем попробовать вместе нарисовать какие-нибудь предметы (дождик, волны, буквы и т. д.). А теперь можно смело давать ребенку рисовать, не боясь, что он вымажет что-то в краске.
«Веселые прищепки»
1 вариант. Натянуть веревку на уровне ребенка и дать несколько бельевых прищепок. С помощью прищепок развесить носовые платочки и одежду для кукол. Высушить белье, а затем снять.
2 вариант. Плоскостные геометрические фигуры с помощью прищепок можно превратить в солнышко (желтый круг), елочку (зеленый треугольник) и т.д. А также подобрать и прикрепить по краям прищепки соответствующего цвета.
«Прогулка по лесу»
Не всегда есть возможность поехать в лес, чтобы прогуляться в сосновом бору, так как за окном зима или идет дождь. Но всегда можно это сделать дома. Для этого нужно собрать сосновых шишек, высушить их и рассыпать по полу. Дать ребенку корзинку или ведерко и «прогуляться по лесу», собирая шишки.
«Сбор урожая»
Сбор урожая прекрасно способствует развитию мелкой моторики. Собирать урожай можно на даче (собирать мелкие помидоры, картофель, доставать горох из стручка, выдергивать морковку с грядки), а также в зимнее время дома, рассыпать на полу мелкие овощи, фрукты и собрать в разные корзинки.
«Круть, верть»
Учим ребенка раскручивать и закручивать крышки. Чтобы ребенку было интереснее, можно спрятать сюрприз в баночку, завернув его в бумагу. Будет интересно узнать, что же спрятано в баночке?