1. Организация предметно-развивающей среды и методическое оснащение группы

Одним из определяющих факторов воспитания дошкольников является предметно — развивающая среда. Все центры развивающей среды в нашей группе взаимосвязаны и объединены задачами, реализуемыми в программе «От рождения до школы» под редакцией М. А. Васильевой, В.В. Гербовой,  Т.С. Комаровой:

v  удовлетворять потребность малыша в движении;

v  формировать положительный эмоциональный настрой;

v  побуждать детей к активной речи.

 

 

   Правильно организованная предметно – развивающая среда, помогает взрослому обеспечить гармоничное развитие ребенка, создать эмоционально – положительную атмосферу в группе, устраивать и проводить игры – занятия. Таким образом, приучать детей к самостоятельным играм с постепенно усложняющимся содержанием. Для успешной реализации ФГОС ДО развивающая предметно – пространственная среда должна быть насыщенной, трансформируемой, функциональной, вариативной, доступной и безопасной. Что мы и пытаемся соблюдать. В группе созданы уголки (центры) активности:

 

Приемная – первое, что видит малыш и его родители, приходя в детский садик. Оно является некой отправной точкой, которая формирует настроение ребенка до конца дня. В нашей приемной имеются современные стенды для родителей, стена с творческими достижениями детей, детские шкафчики с яркими мультяшными героями, информационные стенды-ширмы, стенд «Меню».  «Папка добрых дел»: где объявляются благодарности родителям за помощь в различных делах группы и активного участия в жизни группы. Алгоритм одевания (одежду вывешиваем по сезонам) и складывания одежды в шкафчик.

Центр патриотического воспитания

 

Задачи:

Комплексный подход по ознакомлению с родным краем – Якутией.

 В центре имеются книги и иллюстрации о родном крае — Якутии.  Предметы утвари и национальная посуда якутов, символы России и Республики Саха (Я). Куклы в национальных костюмах с якутскими украшениями, орнаменты и узоры, дидактические игры «Подбери картинку», «Лото».

Центр сюжетно-ролевой игры

Задачи: способствовать возникновению игры; развивать умение выбирать роль, выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий; формирование коммуникативных навыков в игре; развитие подражательности и творческих способностей; учить использовать в играх строительный материал.

Имеется необходимое оборудование для таких игр как «Семья» – мебель, посуда, куклы, кукольная одежда, предметы быта. Для сюжетно-ролевых игр «Больница», «Магазин — продуктов», «Парикмахерская», «Аптека» подобраны тематические коллекции игрушек, набор овощей и фруктов, телефон, руль, весы, сумки, утюг, молоток, холодильник.

Центр физической культуры

Задачи:

Создать условия для занятия физическими упражнениями в группе, стимулировать желание детей заниматься двигательной деятельностью. Воспитывать у детей осознанное отношение к своему здоровью. Укрепление мышц, профилактика плоскостопия, профилактика простудных заболеваний.

В нашей группе физкультурное оборудование подобрано с учетом программных задач и возрастных особенностей развития детей. Стараюсь учитывать то, что пособия и оборудование было многовариативным, легко трансформировалось; использовать самое разнообразное выносное оборудование и спортивный инвентарь (мячи разных размеров, скакалки, обручи); коврики, дорожки массажные, со следочками (для профилактики плоскостопия), кегли, ленты.

Центр изобразительного искусства

Задачи:

развивать интерес, внимание, любознательность, эмоциональный отклик детей на отдельные эстетические свойства и качества предметов окружающей действительности.

Здесь размещены материалы для знакомства детей с различными видами изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Материалы и оборудование, необходимые для детской изобразительной деятельности, наборы цветных карандашей, гуашь, акварель, цветные восковые мелки, кисточки — тонкие и толстые, бумага для рисования разного формата, трафареты по темам, пластилин, стеки, печатки, салфетки из ткани, доски для рисования фломастером и мелом.

Музыкально – театральный центр

 

 

Задачи: развитие слухового восприятия и внимания; формирование исполнительских навыков; развитие творчества детей на основе литературных произведений.

Оборудование, которое есть у нас в центре: колокольчики, бубен, дудочки, металлофон, барабан, гармошка, погремушки музыкальные дидактические игры, наборы кукол пальчиковых, маски для постановки сказок.

 

 

Встреча с куклой помогает детям расслабиться, снять напряжение, создать радостную атмосферу. Здесь собрано необходимое оборудование для театрализованной деятельности

 и игр: пальчиковый театр, настольный театр, ширма, различные декорации, атрибуты для самостоятельной театрализованной деятельности

Книжный центр


Задачи: формирование навыка слушания, умения обращаться с книгой. Формирование и расширение представлений об окружающем.

В нем находится полка для книг, книжки по программе, любимые книжки детей, книжки-малышки, книжки-игрушки, альбомы для рассматривания: «Профессии», «Времена года», «Детский сад», наборы сюжетных и предметных картинок. В книжной витрине группы я выставляю обычно 4-5 книг, как правило уже знакомые детям, с яркими, крупными иллюстрациями.

Центр строительных игр


Задачи:

Развивать представления об основных свойствах объемных геометрических, в основном крупных, форм (устойчивость, неустойчивость, прочность, шершавости, гладкости их поверхности, в приобретении умений воссоздать знакомые предметы горизонтальной плоскости (дорожки, лесенки, стульчики и т. д., развивать навыки сотворчества со взрослыми самостоятельного творчества, развивать мелкую моторику пальцев, рук, в приобретении умения строить мебель, горки, дома. Учить понимать видоизменяемость, вариативность конструкции, возможность строительства не только по горизонтали, но и по вертикали. Уметь анализировать объект, видеть основные части детали, составляющие сооружения, возможность создания их из различных форм.

Оборудование и материалы, которые есть у нас в центре: пластмассовые конструкторы с разнообразными способами крепления деталей, конструкторы «лего»,строительные наборы с деталями разных форм и размеров; кубики большие и маленькие; машинки для обыгрывания.

Центр природы


Задачи:

Экологическое воспитание и образование детей. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Среда немыслима без природного содержания, которое является важнейшим средством экологического, эстетического, нравственного, умственного воспитания и духовного развития детей. В группе имеются разные растения, подобраны картинки по временам года, муляжи овощей и фруктов; изготовлены поделки из природного материала; материал для организации экспериментирования: микроскоп, лупа, зеркало, песочные часы, фонарик, ёмкости (стаканчики, мерки, воронки, трубочки), природный и бросовый материал, лейки, распылитель для цветов, палочки для рыхления земли.

В группе всё доступно каждому ребёнку, соответствует возрасту и учитывает его индивидуальные особенности и возможности развития. Созданы условия для накопления творческого опыта, применения своих знаний и умений, в ситуации действия со знакомыми или совсем не знакомыми объектами.

Центр Безопасности


Задачи:

формирование у дошкольников знаний, представлений, устойчивых навыков по основам безопасности жизнедеятельности.

В «Центре безопасности и ПДД» есть всё необходимое для усвоения детьми дошкольного возраста правил дорожного движения.

Имеющиеся оборудование в группе               

 — макет проезжей части;

макет светофора;

игрушечный инспектор ГИБДД;

игрушечный руль;

дорожные знаки;

спец. машины;

картотека игр «Правила дорожного движения»;

дидактические игры:

«Транспорт»,

«Как избежать неприятностей?»;

детская энциклопедия «Транспорт»;

литература:

«Про правила дорожного движения» (Пешеходы и машины,

«Про правила дорожного движения» (Как пройти через дорогу,

«Автомобили»,

«На колесах с ветерком»;

наглядно – дидактические пособия:

«Правила дорожного движения» (в 2 – х частях,

«Уроки безопасности»,

«Дорожная азбука»;

демонстрационный материал — всех видов транспорта.

плакат «Правила личной безопасности»;

дидактическая игра «Уроки безопасности»;

дидактические карточки для ознакомления с окружающим миром:

«Безопасность в доме», «Безопасное поведение на природе».