Интегрированное занятие по познавательно-речевому развитию детей в средней группе «Путешествие в осенний лес»
Воспитатель : Ушакова Кадрия Юсуповна
Программное содержание:
- Учить выделять отличительные признаки диких животных, составлять описательные рассказы про животных, правильно выражать свои мысли.
- Совершенствовать умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
- Активизировать и расширять словарь по теме «дикие животные».
- Закреплять знания детей о диких животных (внешний вид, жилища, еда).
- Развивать зрительное восприятие, речевой слух, память, внимание.
- Воспитывать умение выслушивать ответы товарищей и бережное отношение к животным.
- Закреплять правильное произношение звуков [с], [з], [ж], [ш].
- Упражнять в образовании форм единственного и множественного числа существительных.
Предварительная работа:
Чтение рассказов о животных, отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций.
Материалы: презентация со слайдами с изображением диких животных. Игрушка ежик, мяч.
Ход занятия :
Ребята, я сегодня шла в сад и встретила грустного и заплаканного ёжика. (показ игрушки) Ежик рассказал мне о том, что однажды приехали в лес туристы отдыхать на природе . Они громко разговаривали , кричали , жгли костер , ломали деревья , срывали цветы , включали громкую музыку, кидали везде мусор , остатки еды , пугали птиц и лесных животных . И так продолжалось целый день.. Ежик от шума и страха убежал далеко и заблудился . Кричал АУ-АУ , но не смог найти дорогу домой . А ёжику было очень грустно, без своего дома и родных. Поэтому он пришел к нам за помощью . Давайте поможем ёжику вернуться домой!
Ребята, вы не боитесь отправиться в путешествие в лес? И трудностей не боитесь? Ну что, отправляемся в путь. А поможет нам в нашем путешествии дружба и воображение !
На чем мы поедем ? (Ответы детей ) Давайте закроем глаза и представим, что мы летим на самолете .
Раз , два , три . Волшебство произойди ! В лес ребят самолет отвези !
Наше путешествие начинается. А как же нам найти дом ежа ? Кто же нам поможет? Послушайте загадку .
Хвост пушистою дугой , вам знаком зверек такой ?
Острозубый , темноглазый .
По деревьям любит лазать .
Строит он свой дом в дупле . Чтоб зимою жить в тепле .
Посмотрите белка сидит на дереве. Давайте спросим у нее. Белка скажи где дом ежа ?
Очень просто. Расскажу и дорогу покажу . Только сначала выполните мое задание.
Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»
Воспитатель называет слово, а дети подбирают к нему слово с противоположным значением.
Чистый — грязный , большой –маленький , мягкий – твердый , темный – светлый , тяжелый – легкий , добрый –злой , сладкий — горький .
Молодцы! Давайте рассмотрим белочку . Какая она ? Что кушает ? А теперь послушайте как белочка разговаривает . ( аудиозапись реальных звуков , которые издает белка ).
Белка сказала идти дальше прямо .
Ой , а дальше там еще зверек . Угадайте кто это !
Летом сер , зимою бел ,
По характеру не смел ,
По полянкам скачет ловко ,
Любит сочную морковку .
Правильно ребята , это заяц . Зайка помоги дорогу к дому ежика покажи !
( появляется слайд с изображением слайда )
Давайте ребята рассмотрим его . ( описывают внешний вид , чем питается )
А теперь поиграем в игру » Зайка серенький сидит и ушами шевелит «
Далее прослушивание аудиозаписи со звуками голоса зайца .
Спасибо тебе зайка, мы пойдем дальше по лесу гулять .
Кто же там за кустом сидит ? Отгадайте следующую загадку !
У меня роскошный хвост ,
А характер мой непрост —
Я коварна и хитра .
Ведь я рыжая лиса !
Лиса помоги ежика дом найти !
Помогу, но вначале поиграем .
Игра — » Один -много «
Воспитатель предлагает слово, а дети ставят его во множественное число.
Муравей – много муравьев.
Слон – много слонов.
Цветок – много цветов.
Птица – много птиц.
Дерево – много деревьев .
Ягода – много ягод .
Дорога – много дорог.
Листок -много листьев .
Вы молодцы! Выполнили задание.
-Куда же нам идти?
Идите прямо . Встретите следующего жителя леса , он вам дальше путь укажет .
Слушайте загадку !
Серый я , живу в лесу
Знаю рыжую лису.
Песню грустную тяну ,
Громко вою на луну .
Правильно , ребята это волк . Дети рассматривают картину волка. (Слушают аудиозапись голоса волка) . Выполните задание , получите подсказку где дом ежа.
Игра с мячом » Назови ласково » (Дети стоят в кругу) ( Цветок — цветочек , лист-листочек, гриб-грибочек, ветка-веточка, жук- жучок, ягода- ягодка, елка-елочка , солнце -солнышко )
Молодцы! Выполнили задание. Можно продолжать путь. Идти надо налево . Покажите ребята левую руку . Молодцы !
Кто же еще в лесу живет ? Слушайте загадку .
Летом ходит без дороги
Возле сосен и берез ,
А зимой он спит в берлоге ,
От мороза прячет нос .
Правильно это медведь .
Медведь подскажи, где же дом ежика !
Подскажу , но вы со мной поиграйте !
Спойте песенку комарика (з-з-з), песенку жука (ж-ж-ж), песенку ветра (ш-ш-ш), песенка насоса (с-с-с).
— Молодцы! Выполнили задание. Дети рассматривают слайд картины с медведем и слушают аудиозапись голоса медведя .
А теперь поиграем в игру «Мама и ребенок» (дети называют например: зайчиха-зайчонок»
Молодцы! Все задания выполнили .
Ребята посмотрите! Вот и дом ежа! Он осенью сделан как норка из листьев. Ребята, вот и заканчивается наше волшебное путешествие. Нам пора прощаться с ежиком. (звучит аудиозапись голоса ежа ) . Это ежик вас благодарит , что попал домой .
А нам пора возвращаться в группу. Давайте закроем глаза и представим, что мы летим на самолете.
Раз , два , три . Волшебство произойди ! Домой ребят самолет отвези !
-Ребята, где мы были? Каких животных встретили ? А какие они ?
Медведь – мохнатый, косолапый, сильный, неуклюжий, большой;
Лиса – хитрая, рыжая, пушистая, красивая, длиннохвостая, острозубая;
Волк – злой, голодный, хищный, серый, зубастый;
Заяц — ловкий , трусливый , беленький или серенький , быстрый .
Вы все молодцы ! Хорошо поиграли и позанимались . А ежик вам передал вкусное угощение — яблоки .